Многие рок-музыканты относятся к такому направлению как диско глубоко негативно. Принято считать, что это направление буквально перекрыло кислород року, столь бурно развивающемуся в 60-х годах прошлого века. Но если посмотреть со стороны на события, происходившие в мире, и на музыкальные тенденции тех лет, появление диско-музыки, которая на десяток лет заняла ведущие позиции, выглядит вполне логично и обоснованно. Кроме того, не все так плохо с этим жанром, у которого до сих пор есть преданные поклонники. Как же диско удалось затмить рок?

Тупик рока

Чтобы понять истоки диско, стоит напомнить, что рок всегда считался музыкой протеста. Кстати, именно по этой причине активность рока в нашей стране приходится на конец 80-х, когда ветер перемен приоткрыл железный занавес и принес все направления рок-музыки, которая на Западе уже теряла былую популярность.

Западное поколение молодежи 70-х оказалось перед выбором: слушать музыку своих старших братьев и родителей или найти собственный вариант, созвучный новому мироощущению. Хиппи ушли в тень вместе с окончанием военных действий во Вьетнаме. Да и общее политическое напряжение в мире пошло на спад. Люди устали от протестных изъявлений и борьбы. Всем просто хотелось отдыхать и веселиться. Рок остался в приоритете лишь у тех, кто вырос на его тяжелых ритмах и глубоких (иногда чересчур) текстах.

 

Для того чтобы стать самым лучшим гитаристом всех времен необходимо быть не только виртуозным гитаристом, но и талантливым изобретателем, как Эдди Ван Хален, получивший это почетное звание в 2012 году после опроса, проведенного журналом Guitar World.

И все-таки гитара!

Эдвард Людвиг Ван Хален родился в 1955 году в Голландском городе Неймеген. Его отец был профессиональным кларнетистом и саксофонистом, поэтому музыкальное воспитание юный Эдди получал из первых рук с самого детства, как и его старший брат Алекс. Свое второе имя Эдди Людвиг получил в честь великого Бетховена. Наверное, отец очень надеялся привить сыну любовь к фортепиано, поэтому его первым музыкальным инструментом стало пианино. Но Эдди заявил, что играть на пианино – скучнейшее занятие, и переключился на ударные. В это же время его брат Алекс взялся осваивать гитару, но вскоре ощутил тягу к игре на ударных. В итоге они поменялись инструментами, и, как оказалось впоследствии, на этот раз выбор оказался правильным.

Крутое название для группы

Вскоре семья Ван Халенов переехала в Штаты. Первая группа, в которой стали играть братья Ван Хален называлась Genesis, но совсем недолго, поскольку оказалось, что группа с таким названием уже существует. Тогда они изменили название на Mammoth. Однако новый басист предложил название Van Halen потому что это, по его словам, «звучало очень круто». Так появилась группа, в которую помимо братьев Ван Халенов вошел басист Марк Стоунер и вокалист Дэвид Ли Рот. К слову, вокалистом его изначально взяли лишь потому, что он сдавал группе в аренду аппаратуру, а платить за каждый вечер по 50 долларов для малоизвестных музыкантов было слишком накладно.

 

Еще один музыкальный стиль, без которого совершенно невозможно представить американскую культуру – кантри. Хотя теперь так называется не только характерная музыка, но и дизайнерский стиль в одежде и интерьере, его истоки находятся именно в музыкальном течении, возникшем в конце XIX века на юго-западе Соединенных Штатов Америки.

Зарождение американской фолк-музыки

Если провести параллели с нашими отечественными деревнями и селами, то получается, что кантри – это разновидность сельской музыки. Ведь country переводится не только как страна, но также как деревня или сельская местность. Так что истоки музыки в самых что ни есть национальных корнях. Но поскольку Штаты отсчитывают свою историю со времен первых переселенцев из Европы, это означает что и музыка в основе кантри народная европейская, то есть, в основном британская, ирландская и шотландская.

Самое интересное, что становление стиля пришлось как раз на период, последующий за окончанием Гражданской войны и отменой рабства. Что же произошло? Темнокожее население получило освобождение от пут рабства, и многие потомки африканцев подались в города, где заложили основы блюза. В это же время к американским берегам новая волна переселенцев из Европы, которым в отсутствие рабской рабочей силы пришлось самим заниматься сельским хозяйством. Так появились первые ранчо, владельцы которых работали сами или нанимали сезонных работников. А после трудной рабочей недели хотелось расслабиться – послушать музыку о своей нелегкой доле, тяжком труде и, конечно же, о любви. Постепенно сельская романтика нашла отражение в новых песнях, исполняемых под гитару и банджо – исконно африканский инструмент.

Первой песней в стиле кантри официально считается The Little Old Log Cabin in the Lane, написанная Уиллом Хейсом в 1871 году. Но тогда этот стиль еще так не называли. Это был ковбойский фолк – иногда веселый, иногда печальный, но всегда романтичный. Не зря кантри позже окрестили белым блюзом.

 

Все течет, все меняется. Не обходят перемены и мир музыки. История гитар насчитывает сотни модификаций этого инструмента, причем большинство из них производились в последние несколько десятков лет после того, как была изобретена электрогитара. С тех пор как разные производители постоянно стараются придумать что-то новое, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе. Приятно, что изобретательные умы не отрекаются от творческой деятельности, придумывая пусть не всегда полезные и функциональные, зато необычные, яркие и даже забавные модели.

Новинки от известных производителей

В начале 2014 года Yamaha порадовала любителей акустики, запустив производство гитар из серии L с 6, 12 и 16 струнами. Соблюдая все каноны классики, включающие форму и традиционную древесину махагони и палисандра для изготовления дек и грифа, производители решили обработать верхние деки особым образом для придания инструментам особого винтажного звучания. Это очень интересный ход, поскольку теперь музыканты имеют возможность проникнуться ощущениями первых исполнителей классических композиций.

 

Сказать, что Питер Таунсенд является звездой рок-музыки – мало. Ну никак не вяжется понятие «звезды» с этим гитарным монстром. Вот что-то типа «динозавр» или «мастодонт» – это подошло бы гораздо больше. К сожалению, мы являемся свидетелями ухода эпохи великих рок-музыкантов, но на то воля времени. И к счастью, Таунсенд, несмотря на свой возраст все еще полон сил, хотя, похоже, на этот раз, группа The Who действительно прекратила свое существование.

The Who

Питер Таунсенд – это не просто супермощный гитарист одной из самых известных групп, он, по сути, и является ответом на вопрос, которым называется одна из самых скандальных и любимых групп 60-70 годов. Впрочем, поскольку у нее до сих пор есть как поклонники, так и ненавистники, она продолжает жить в памяти, на дисках и старых видеозаписях, которые при желании можно найти в интернете.

Питер повезло, потому что он родился в 1945 году в семье музыкантов – мать была певицей, а отец саксофонистом. Первую гитару ему подарили в возрасте 12 лет, а уже в 1961 году он стал студентом Колледжа искусств. Поначалу Питер хотел заниматься сольной карьерой, поскольку его опыт создания собственной группы оказался неудачным. Но в 1962 году его пригласили играть в группу The Detours, которая через пару лет сменила некоторых участников и название на The Who.

 

Просто удивительно, сколько прекрасной музыки порождает человеческое страдание. Конечно, всем нормальным людям хочется, чтобы мир жил в дружбе и процветании. Возможно, такая ситуация породила бы совсем иную, новую и по-своему уникальную музыку. Но до сих пор самые душевные музыкальные произведения тем или иным образом были связаны именно с переживаниями. И если бы Бетховен жил в XX веке, вполне возможно, он не сочинил свою знаменитую Лунную Сонату, а пел блюз и соул.

Истоки соула

Говорят, что если хорошему человеку плохо, он поет блюз, а если очень хорошему человеку очень плохо, он переходит на соул. В переводе с английского это слово означает «душа», а история стиля связана не только со страданиями угнетаемого темнокожего населения Америки, но и с прославлением Бога.

Было время, когда африканских рабов, массово завозимых на новый континент, и за людей не считали, потому что ведь тогда пришлось бы отвечать за неисполнение заповеди «Не убий». Стойко вынося страдания и унижения, африканский народ нашел выход своим эмоциям в своеобразном исполнении песен. Именно поэтому их духовные песнопения госпел и спиричуэлс до сих пор никого не оставляют равнодушными и взяты за основу для проведения массовых служб многими новыми христианскими течениями.

 
Еще статьи...