Один из величайших блюзовых гитаристов всех времен. Человек, которому буквально поклонялся Би Би Кинг. Тот, кто не просто чувствовал блюз, а проживал его всем своим существом. Кем же был удивительный Мадди Уотерс, без которого никто не узнал бы про Чака Берри и не появились Роллинг Стоунз? И, вообще, как становятся блюзовыми гитаристами? Или же таковыми рождаются?
Блюз под палящим солнцемБудущий основатель чикагской школы блюза Маккинли Морганфилд родился неподалеку от Роллинг Форк – поселения, расположенного в Южной Дельте Миссисипи 1915 году. Здесь, выращивая хлопок, жили, а точнее выживали семьи бывших рабов, арендующих землю. Тяжкий труд, сегрегация, голод и болезни породили музыку, которой впоследствии было суждено покорить весь мир. Мадди получил прозвище от своей бабушки Деллы Джонс, взявшей его на воспитание в возрасте 3 лет после смерти матери.
Для того чтобы обеспечить себе скудное существование все должны были трудиться на плантациях, и Мадди с самого детства был вынужден помогать взрослым. Именно здесь под палящим солнцем он получил свои первые уроки блюза, пение которого помогало выдержать изматывающий рабочий ритм. Воздух был буквально пропитан музыкой, которая с полей по вечерам перемещалась в местные бары, а по воскресеньям воодушевляла церковную паству на молитву.
Семидесятые начались для рок-музыки и человечества крайне неудачно. В мире царила напряженная атмосфера, процветали пороки. Один из самых страшных – наркозависимость, унесшая жизни многих музыкантов, в числе которых были Джими Хендрикс и Дженис Джоплин, для которых Вудсток стал последней яркой вспышкой их творчества. В том же самом, 1970 в обстановке распрей и взаимных обвинений распались Битлз. Поклонники, которые вдохновлялись их музыкой в ушедшее десятилетие, очень сильно переживали этот факт. Но поделать уже ничего было нельзя – легендарная четверка выросла, и каждый из них стал самостоятельной творческой личностью, вставшей на индивидуальный творческий путь.
В это же время распался еще один легендарный дуэт – Paul Simon & Art Garfunkel. Многие помнят их знаменитый альбом Bridge Over Troubled Water, одноименная песня которого до сих пор остается непревзойденным мировым хитом.
Новые теченияНаступившее десятилетие стало временем раскола рок-музыки и появления новых музыкальных течений, многие из которых показались сначала довольно странными, но впоследствии приобрели большое число поклонников. Одно из них – глэм-рок был порожден андеграундным исполнителем Марком Боланом и его группой T.Rex. Ребята просто решили привнести в рок театральный, точнее, гламурный блеск, и вряд ли это получилось бы, если б сам Болан не был настолько красив, что девушки на его концертах заходились в истерике. Музыка тоже стала более сложной, интеллектуальной и… эстрадной. Теперь, глядя с высоты нашего времени можно уверенно предполагать, что диско отпочковалось именно от глэм-рока, впрочем, как и совершенно не похожее направление – панк, о котором речь впереди.
|
Удивительный человек, проживший 94 года, чье имя все гитаристы неизменно связывают с появлением одной из лучших электрогитар, был виртуозным музыкантом и талантливым изобретателем. Его страсть к музыке была настолько сильной, что он продолжил играть на гитаре даже после серьезной травмы, навсегда искалечившей его правую руку. Нет ни одного стоящего гитариста, который не вспомнил бы Лес Пола добрым словом за то, что он изменил музыку.
Юный гений
9 июня 1915 года – дата рождения одного из самых значимых в музыкальном мире человека по имени Лестер Вильям Польсфусс. Учитель в школе Уокеши, небольшого городка в штате Висконсин, скептически оценивал музыкальные способности юного Леса, хотя тот с 8 лет самостоятельно стал осваивать губную гармошку, банджо и гитару. Его музыкальный талант тесно переплелся с талантом техническим, так что, еще будучи ребенком, он стал изобретать полезные приспособления – например, удобное крепление к воротнику для губной гармошки. В 9 лет он сам собрал детекторный радиоприемник, а в 13 – гитарный усилитель.
Поскольку родители поощряли занятия музыкой, Лес очень быстро стал приличным кантри-исполнителем, и уже в 13 лет выступал в барах, развлекая публику игрой и веселыми шутками. Из-за своих рыжих волос он взял псевдоним Red Hot Red, придуманный матерью. Но его не устраивало, что из-за шума, обычно царящего в питейных заведениях, его было очень плохо слышно. И тогда на помощь пришел его второй гений – технический. Он подумал: если игла фонографа ловит вибрации от дорожек пластинки, почему бы не использовать ее для того, улавливания вибраций гитарных струн. Он взял иглу, прикрепил ее к гитаре, а в качестве усилителя использовал содержимое телефонной трубки, фактически изобретя звукосниматель. Теперь рыжий горячий виртуоз смог «зажигать» публику по-настоящему.
Один из самых загадочных и неразгаданных по сей день битлов – Джордж Харрисон представляет большой интерес не только как яркий музыкант, но и как весьма неординарная личность. Оставаясь до конца скромным и достаточно замкнутым человеком, он регулярно вносил свой вклад в мировую культуру, религию и благотворительность. Харрисон был настолько нестандартной фигурой, что даже Мартин Скорсезе, который создал о его жизни фильм длительностью в 3,5 часа, так и не сумел раскрыть его секрет.
Из детства – в БитлзКоренной ливерпулец Джордж Харрисон родился 25 февраля 1943 года в семье водителя автобуса. Семья была довольно бедной, но дружной. А самого младшего в семье очень любили и баловали. Свой независимый характер Джордж начал проявлять еще в школе, игнорируя общественные правила, заявляясь на уроки в брюках-дудочках и с длинными волосами. И совсем неудивительно, что мальчика с явно асоциальным типом поведения заинтересовала игра на гитаре. Мама всячески поощряла его увлечение музыкой, так что парень трудился до сбитых в кровь пальцев. Дальше подключилась судьба, которая привела его в школу, где учился Пол Маккартни. Очень скоро Джон и Пол пригласили Харрисона в группу The Quarrymen, которая еще несколько раз меняла названия. Предпоследнее было – The Silver Beetles, а затем просто The Beetles.
Таким образом, Джордж оказался самым младшим в группе – ему было всего 17 лет. Но, несмотря на это, группа поехала на гастроли по гамбургским клубам. Но вскоре Джорджа все-таки выдворили из страны домой из-за его несовершеннолетия.
Чтобы понять, чем была рок-музыка для поколения шестидесятников всего мира, необходимо изучать историю этой эпохи. Хотя можно поступить и наоборот – изучить историю рок-музыки тех лет, прослушать всех исполнителей, разобраться в том, о чем они поют, и составить впечатление о мире, от которого нас отделяет всего несколько десятков лет. Может быть, находясь на некотором расстоянии от произошедших событий, мы сможем увидеть, что, по сути, ничего особо и не изменилось в человеческом обществе – те же распри, та же непримиримость и угроза всемирной катастрофы. Вот только музыка и музыканты давно уже не те. И непонятно где же та сила, которая сумеет объединить людей или хотя бы показать им самих себя, как это умел старый добрый рок.
Развитие рокаВторая половина 60-х оказалась полной сюрпризов. Рок вступал в фазу триумфального шествия по планете. Битлз из аккуратных мальчиков превратились в лохматых и самоуверенных лидеров. Музыка менялась вместе с отношением к ней людей во всем мире. Теперь уже музыкальные критики рассуждали на страницах Times о гармонии и выразительности композиций Леннона и Маккартни. Разве можно было себе представить еще пять лет назад, что так будут писать о представителях рок-н-ролла, которое старшее поколение и за музыку не считало? Revolver стал альбомом, который показал новое направление развития группы. Смысл песен стал кардинально меняться, как и сама музыка, которая заставляла уже не танцевать, а напряженно вслушиваться. Что же стало причиной?
Еще один легендарный гитарист, которого подарила миру Великобритания, родился 8 января 1945 года в лондонском пригороде. Джимми рос довольно замкнутым и хрупким ребенком, с которым вечно приключались несчастья. Возможно, именно это повлияло на его стремление к одиночеству, которое давало ему чувство собственной безопасности. В возрасте 12 лет, копаясь в вещах на чердаке собственного дома, он нашел старенькую акустическую гитарку, и с тех пор уже никогда не считал себя одиноким.
Лондонская музыкальная тусовкаЧерез два года родители, заметив усилия сына, подарили ему первую электрогитару, чешскую копию Fender Stratocaster. А поскольку дело происходило в Лондоне, здесь не было недостатка в музыкальных группах, и очень скоро Джимми отправился в первое в жизни турне с группой Neil Christian and the Crusaders. Но здоровье юного музыканта не позволило ему продолжать подобный образ жизни, и он решил освоить более мирное мастерство, поступив в художественный колледж. Будущий легендарный гитарист, подобно своим знаменитым коллегам, также оказался захвачен сразу двумя музами. Впрочем, ненадолго: через полтора года гитарная муза отвоевала позиции у музы художественной.
Начало 60-х было временем лондонских клубов, которые тихо и незаметно взращивали будущих мировых музыкальных знаменитостей. Неудивительно, что все они знали друг друга, и время от времени собирались на джемы или для записей. Кстати, в то же время Пейдж таинственным образом разминулся с легендарным Джими Хендриксом. Сначала ему мешали гастроли, затем он увидел Джими в клубе, но решил, что подойдет к нему в другой раз. Но, видимо, сама Судьба развела этих музыкантов в разные стороны, и другого шанса так и не дала.
|
|