Многие рок-музыканты относятся к такому направлению как диско глубоко негативно. Принято считать, что это направление буквально перекрыло кислород року, столь бурно развивающемуся в 60-х годах прошлого века. Но если посмотреть со стороны на события, происходившие в мире, и на музыкальные тенденции тех лет, появление диско-музыки, которая на десяток лет заняла ведущие позиции, выглядит вполне логично и обоснованно. Кроме того, не все так плохо с этим жанром, у которого до сих пор есть преданные поклонники. Как же диско удалось затмить рок?
Тупик рока
Чтобы понять истоки диско, стоит напомнить, что рок всегда считался музыкой протеста. Кстати, именно по этой причине активность рока в нашей стране приходится на конец 80-х, когда ветер перемен приоткрыл железный занавес и принес все направления рок-музыки, которая на Западе уже теряла былую популярность.
Западное поколение молодежи 70-х оказалось перед выбором: слушать музыку своих старших братьев и родителей или найти собственный вариант, созвучный новому мироощущению. Хиппи ушли в тень вместе с окончанием военных действий во Вьетнаме. Да и общее политическое напряжение в мире пошло на спад. Люди устали от протестных изъявлений и борьбы. Всем просто хотелось отдыхать и веселиться. Рок остался в приоритете лишь у тех, кто вырос на его тяжелых ритмах и глубоких (иногда чересчур) текстах.
Да и сами рок-музыканты уже больше походили на баловней судьбы, а не на вестников справедливости и мира. Они запаковались в дорогие машины, осели на своих виллах, и цепь вооруженной охраны ограждала их от изрядно поредевших толп поклонников. Правда, еще оставались стадионные мероприятия, которые по-прежнему собирали толпы и приносили славу музыкантам и доходы продюсерам. Но теперь уже рок стал коммерческим и менее вдохновляющим для нового поколения молодежи.
А теперь – дискотека!
Discotheque – в переводе с французского это хранилище дисков. А производство дисков, то есть виниловых пластинок в те времена набирало обороты. Если еще в 60-х годах любой танцевальный вечер должен был сопровождаться выступлением исключительно живой музыки, то есть музыкального коллектива, то вскоре с появлением джук-боксов – музыкальных автоматов, потребность в живых исполнителях стала отпадать. Кто-то очень предприимчивый сообразил, что если в большом зале установить хорошую аппаратуру, в том числе и световую, то будет достаточно одного диск-жокея, который будет вести музыкальный вечер и переставлять пластинки, чтобы создать атмосферу праздника и отдыха для молодежи. Так появились первые дискотеки, которые со временем переросли в ночные клубы.
Это была хорошо продуманная коммерция. Ведь таким образом открылась новая возможность представлять новые диски на танцевальных вечерах, а не только по радио. Люди танцевали под новую музыку, а потом отправлялись покупать пластинки в магазин, чтобы слушать ее дома на своих собственных проигрывателях.
Особенности стиля
Диско продолжил традиции фанка и соула, при этом убрав из них все тяжелое и мутное, оставив лишь легкий приятный ритм и незатейливые тексты. Появился бы этот музыкальный стиль, если бы не развитие электронных инструментов? Скорее всего, нет. Так что современная электронная музыка вполне может считать одним из своих прародителей старый добрый диско-стайл.
Теперь понятно, почему так обиделись рок-музыканты, ведь в роке гитара – это самый главный инструмент. А в диско его вообще не слышно. На передний план вышли клавиши, трубы и саксофон. А с развитием электроники, имитирующей всевозможные звуки, отпала необходимость в бас-гитаре и барабанах, задающих основной идеальный танцевальный ритм диско – от 100 до 120 ударов в минуту.
Мало кто догадывается, что часто студийные исполнители и те, кто выступали потом на сценических подмостках, были совершенно разными людьми. Дело было так: сначала записывался диск, потом он получал успех на дискотеках, а затем собирался коллектив, который гастролировал под фонограммы. Не верите? Знаменитый коллектив Boney M был создан именно таким образом. Фрэнк Фариан, продюсер из Западной Германии записал композицию, в которой все партии – и мужские, и женские, исполнил собственным голосом. Но успех песни «Baby Do You Wanna Bump?» был столь ошеломительным, что пришлось срочно собрать группу. При этом единственный мужчина в коллективе Бобби Фарелл долгое время только танцевал и открывал рот под «фанеру», и лишь потом стал петь своим голосом.
Диско-звезды
Первой официальной песней в стиле диско считается композиция группы Love Unlimited Orchestra - Love's Theme, которая вышла в 1972 году. Именно с нее принято отсчитывать историю диско-музыки. Потом, конечно, были Boney M, ABBA, неподражаемая Глория Гейнор, королева диско – Донна Саммер, Вилледж Пипл, Модерн Толкинг, Грейс Джонс и Дайана Росс. А в 1977 году вышел фильм «Лихорадка субботнего вечера» с обаятельным Джоном Траволтой в главной роли, который тут же стал культовым в молодежной среде и параллельно прославил австралийскую группу Bee Gees, чьи песни звучат на протяжении всей киноленты.
Диско в СССР
Несмотря на железный занавес, яркий диско умудрился проникнуть и в СССР. Первой группой, приехавшей на выступление по приглашению советского правительства, стала Boney M. Но еще долгое время диско особо не жаловали. Вячеслав Добрынин, Алла Пугачева, Юрий Антонов, Давид Тухманов – советские композиторы, благодаря которым отечественная эстрада тех лет получила новый толчок в развитии. В это же время появились многочисленные вокально-инструментальные ансамбли – «Веселые ребята», «Здравствуй, песня», «Верасы», «Сябры», «Песняры», «Красные маки». Эти коллективы умело сочетали в своих композициях диско и рок, да так, что лишь профи могли разобраться в тонкостях.
Нью-диско
Думаете, что музыка в стиле диско осталась лишь в записях? Вовсе нет. В начале нового тысячелетия интерес к этой музыке возродился, и стал проявляться в таких направлениях, как диско-хаус, грув и nu-disco. Только теперь для создания музыки используют исключительно синтезированные звуки, которые воспроизводят звучание инструментов, применявшихся в эпоху расцвета диско.