Один из величайших блюзовых гитаристов всех времен. Человек, которому буквально поклонялся Би Би Кинг. Тот, кто не просто чувствовал блюз, а проживал его всем своим существом. Кем же был удивительный Мадди Уотерс, без которого никто не узнал бы про Чака Берри и не появились Роллинг Стоунз? И, вообще, как становятся блюзовыми гитаристами? Или же таковыми рождаются?
Блюз под палящим солнцем
Будущий основатель чикагской школы блюза Маккинли Морганфилд родился неподалеку от Роллинг Форк – поселения, расположенного в Южной Дельте Миссисипи 1915 году. Здесь, выращивая хлопок, жили, а точнее выживали семьи бывших рабов, арендующих землю. Тяжкий труд, сегрегация, голод и болезни породили музыку, которой впоследствии было суждено покорить весь мир. Мадди получил прозвище от своей бабушки Деллы Джонс, взявшей его на воспитание в возрасте 3 лет после смерти матери.
Для того чтобы обеспечить себе скудное существование все должны были трудиться на плантациях, и Мадди с самого детства был вынужден помогать взрослым. Именно здесь под палящим солнцем он получил свои первые уроки блюза, пение которого помогало выдержать изматывающий рабочий ритм. Воздух был буквально пропитан музыкой, которая с полей по вечерам перемещалась в местные бары, а по воскресеньям воодушевляла церковную паству на молитву.
Мадди рассказывал, что у него было два пути – стать проповедником или блюзменом. Но победила страсть к блюзу. С 7 лет он стал осваивать губную гармошку, затем варган и аккордеон. А усваивать музыку знаменитых исполнителей помогал старенький граммофон мисс Деллы. В 13 лет мальчик уже зарабатывал на субботних вечеринках за 50 центов и полстакана местного самогона и вскоре становится фронтменом одного из музыкальных коллективов.
От первой гитары до первой записи
День работы в поле стоил всего 75 центов, но предприимчивый Мадди неплохо подрабатывал на танцах и праздниках, получая за выступление по два–три доллара, а еще ловил и продавал рыбу. Все это время он мечтал о настоящей гитаре, а пока соорудил ее подобие из ящика и доски, чтобы учиться. Но однажды его мечта осуществилась. Первой гитарой стала подержанная Stella. А первой техникой – слайдовая. Для того чтобы играть таким образом, к струнам прижимали нож тыльной стороной или горлышко бутылки, надетое на палец – получался скользящий звук. Именно эта техника впоследствии стала основной в игре Уотерса.
Город не слишком привлекал деревенского парня, так что в Сент-Луисе, куда пришлось поехать в качестве музыканта в надежде на лучший заработок, он продержался недолго. А вернувшись обратно на плантацию, открыл собственный кабачок, где стал выступать с другими музыкантами. Его популярность привлекла Алана Ломакса – фольклориста, который занимался поиском талантливых музыкантов, исполняющих этническую музыку. Так неожиданно сбылась мечта Мадди о собственной пластинке, которая, правда, ничего не стоила, ведь ее не планировали издавать массово. Но это событие вдохновило Мадди на решительный шаг.
В Чикаго
В 1942 году Алан Ломакс снова приехал к Мадди, и на этот раз записал всю его группу, в которую помимо гитариста входил скрипач и мандолинист. Смена управляющего плантации, с которым отношения не складывались, подтолкнули музыканта отправиться в Чикаго для того, чтобы заняться судьбой своих песен и попытаться добиться широкого признания.
Такой большой город оказался для выходца из деревни настоящим потрясением. Но здесь ему удивительно повезло, потому что, во-первых, его приютила семья сводной сестры, во-вторых, его не взяли в армию из-за плохого зрения, и, в-третьих, ему удалось найти работу, так что уже через полгода он снял собственное жилье.
В то время когда Уотерс обосновался в Чикаго, самым популярным блюзовым стилем здесь считался джамп-блюз, сменивший ранее популярный блюберд-бит. А вот со звукозаписью было совсем плохо, поскольку из-за войны было введено ограничение на использование шеллака, который использовался при производстве пластинок. Но Мадди не отчаивался, и стал выступать на разных вечеринках, упорно придерживаясь традиционного деревенского блюза и вырабатывая собственный неповторимый стиль. Вскоре он познакомился с Биг Биллом Брунзи, который ввел Уотерса в круг чикагских блюзменов.
Мадди стремительно повышал свой уровень игры, занимаясь с Джимми Роджерсом. Но записать собственную пластинку ему никак не удавалось. Все изменилось с появлением в его жизни юного Литтла Уолтера – упрямого и взбалмошного, но очень талантливого гармошечника. Через некоторое время тройка профессиональных блюзменов стала регулярно выступать в барах. И вскоре судьба свела Мадди с Сэмом Голдбергом – искателем новых талантов из небольшой и малоизвестной фирмы грамзаписи «Аристократ», владельцами которой являлись браться Леонард и Фил Чесс.
Мадди Уолтерс в 33 года наконец-то смог реализовать свою мечту о своей настоящей пластинке, а Леонард Чесс получил в свое распоряжение талантливого блюзмена, спрос на которого превысил его самые смелые ожидания. Следует отметить, что в то время именно владельцы музыкальных студий выбирали себе музыкантов для записи, а также говорили, что и как те должны играть. Поэтому Мадди долго не удавалось привлечь к записи свой коллектив. Но он никогда не осуждал Чесса, считая, что тот привел его к славе, в то время как он, Мадди, помог ему хорошо заработать.
«Кадиллак Рекордс»
Художественный фильм, вышедший в прокат в 2008 году, рассказывает историю появления знаменитой фирмы звукозаписи «Chess» и отношений в среде музыкантов, которые записывались на студии. Всем, кто неравнодушен к блюзу рекомендуется посмотреть этот почти исторический фильм. Почти, потому что для создания фильма известные события были взяты лишь в качестве основы, поэтому в нем предостаточно авторских фантазий и неточностей. И все же фильм стоит посмотреть, чтобы окунуться в атмосферу сороковых и пятидесятых годов, а еще удивиться схожести с оригиналом персонажа молодого Чака Берри.
Однажды в 1960 году два лондонских студента случайно встретились в трамвае, держа подмышками диски Мадди Уотерса и Чака Берри. Вскоре они создали музыкальную группу, дав ей имя одной из самых знаменитых песен Уотерса – Rolling Stones.