Сегодня все музыканты знают, что без блюза не появилось бы такое мощное музыкальное направление, как рок и все его последующие производные, породившие в конце XX века различные молодежные субкультуры. И все-таки блюз – вот уже второе столетие остается настолько самобытным направлением, что ни один серьезный музыкант не считается таковым, если не прошел блюзовую школу в той или иной степени. И, хотя сейчас эту музыку сильно потеснила модная «электроника», есть надежда, что однажды блюз снова откроет миру глубину чувственности, в которой на самом деле так нуждается вечно спешащее и постоянно усталое современное человечество.

Истоки блюза

Блюз был выстрадан в буквальном смысле несколькими поколениями афроамериканцев, которые попали на Американский континент не по своей воле, а в качестве рабов, в которых испытывало потребность растущее государство. Трудно найти более бесправный народ, чем темнокожее население Америки с момента ее основания и вплоть до середины XX века. Несмотря на отмену рабства в 1863 году, еще на протяжении целого столетия выходцы из африканских территорий регулярно испытывали унижения и жили в бедности.

Название блюз пошло от выражения blue devils, что характеризовало состояние крайней хандры, меланхолии и тоски, а сегодня могло бы означать депрессию. Вся боль и печаль народа, угнетаемого и попираемого в правах своими угнетателями, выливалась в виде песен. Удивительно, но выходцы из Африки в своем большинстве обладали идеальным чувством ритма, не говоря уже о слухе и голосах, богатых обертонами. Когда в Америке стали выращивать хлопок, этот адский труд был возложен на рабов, которые часто сопровождали свою работу пением. Так возникли три музыкальных направления – хоспил, спиричуэл и блюз. Они во многом схожи друг с другом, но если первые два как устремились к Богу, так и остались способом выражения высочайшей любви, то место блюза оказалось далеко от церкви – в придорожных забегаловках, став средством воспевания несбыточных надежд и любовных разочарований талантливыми бродячими музыкантами.

 

О Джими Хендриксе много рассказано и написано. Эта гениальная личность подобно метеору прочертила яркую полосу в музыкальном звездном небе и сгинула в небытие, оставив после себя 350 записей и толпы безутешных поклонников по обе стороны земного шара. Кажется, что до сих пор никто толком так и не понял, что это было – судьбоносное явление или просто глубоко несчастный и одновременно талантливый человек, которому улыбнулась фортуна. Во всяком случае, те, кто верят в Судьбу, ни на минуту не сомневаются в том, что появление этого музыканта было отмечено ее печатью. Этот парень взял в руки гитару в первый раз в 16 лет, а в 26 уже считался одним из самых высокооплачиваемых музыкантов мира.

Джими родился в 1942 году в городе Сиэтле, штат Вашингтон. Детство Джими было порванным в прямом смысле этого слова. Мать, которая родила его в 16 лет часто выпивала и предпочитала вечеринки заботе о семье. Отец после возвращения с войны пытался содержать семью, но времена были тяжелые, тем более для темнокожих американцев.

В семье не ладилось все. Даже рождение второго, а позже и третьего сына не принесло стабильность в отношения родителей, и в 1951 году семья распалась. Младшего сына Хендриксов отдали в приют, а старших детей отец забрал к себе. Но через несколько лет из-за бедности был вынужден отдать и среднего сына. Джими к тому времени был уже достаточно взрослым и очень неординарным мальчиком. Например, он полюбил гитару с 12 лет, но, поскольку купить настоящий инструмент было нереально, он повсюду ходил с метлой, имитируя игру на гитаре.

Собственная гитара, пятидолларовый инструмент, появилась у Джими только в 16 лет, в год смерти его матери. Люсиль умерла в больнице от цирроза печени, и на Джими это произвело чрезвычайно глубокое впечатление. Он очень сильно любил свою мать, и эту любовь впоследствии выплеснул из глубин своей души в виде музыки. Мало кто задумывался над тем, что творилось в душе у этого внешне спокойного и застенчивого человека, который на сцене превращался в неистового лицедея.

 

Чем больше студия звукозаписи, тем больше персонала требуется для ее обслуживания. Если для домашней студии достаточно одного человека, который будет сам себе и звукорежиссером, и техником, и продюсером, то в крупной студии трудно представить, что звукорежиссер сам будет заниматься распутыванием и подсоединением проводов. Для таких целей нанимают квалифицированный техперсонал.

Состав обслуживающего техперсонала

В техперсонал входят инженеры-электронщики и техники, которые разбираются во всех тонкостях внутреннего устройства и принципах работы звукозаписывающей аппаратуры. Несмотря на то, что звукорежиссер обычно имеет полное представление о схемах подключения и правильном использовании аппаратной части, все же, хороший радиотехник, тем более на крупной студии звукозаписи, будет на вес золота. Потому что такой специалист всегда сумеет быстро устранить любую неисправность. Ведь на студии время – деньги в самом полном смысле этого выражения. Почасовая оплата подразумевает, что в течение всего времени работа будет максимально продуктивной. При обслуживании студии техперсоналом высокой квалификации, накладки и поломки во время творческого процесса – явление крайне редкое, поскольку профилактические мероприятия проводятся своевременно.

 

Чтобы понять, чем занимается на студии звукозаписи аранжировщик, необходимо знать, что такое аранжировка. Так называется процесс, в результате которого из первоначальной мелодии получается полноценное музыкальное произведение. Но это далеко не исчерпывающее определение. Потому что аранжировка – это изменение и добавление звучания, выбор инструментов и написание партий. Проще представить ее как работу художника, который на основе идеи будущей картины делает на холсте набросок, потом берет свои краски, и постепенно, мазок за мазком, создает шедевр.

Как становятся аранжировщиками

Прежде всего, аранжировщик – это человек с музыкальным образованием, который имеет навыки композитора. Ели же имеется еще и дополнительное образование по классу аранжировки, это огромный плюс. Потому что стать композитором и сочинить мелодию может почти любой музыкант, а вот создать концепцию, расписать партии для других инструментов ансамбля, придумать вступление, заключение и соло – только профессиональный аранжировщик.

 
 
 
Еще статьи...