Просто удивительно, сколько прекрасной музыки порождает человеческое страдание. Конечно, всем нормальным людям хочется, чтобы мир жил в дружбе и процветании. Возможно, такая ситуация породила бы совсем иную, новую и по-своему уникальную музыку. Но до сих пор самые душевные музыкальные произведения тем или иным образом были связаны именно с переживаниями. И если бы Бетховен жил в XX веке, вполне возможно, он не сочинил свою знаменитую Лунную Сонату, а пел блюз и соул.
Истоки соула
Говорят, что если хорошему человеку плохо, он поет блюз, а если очень хорошему человеку очень плохо, он переходит на соул. В переводе с английского это слово означает «душа», а история стиля связана не только со страданиями угнетаемого темнокожего населения Америки, но и с прославлением Бога.
Было время, когда африканских рабов, массово завозимых на новый континент, и за людей не считали, потому что ведь тогда пришлось бы отвечать за неисполнение заповеди «Не убий». Стойко вынося страдания и унижения, африканский народ нашел выход своим эмоциям в своеобразном исполнении песен. Именно поэтому их духовные песнопения госпел и спиричуэлс до сих пор никого не оставляют равнодушными и взяты за основу для проведения массовых служб многими новыми христианскими течениями.
Но как всякая новая музыка, соулу пришлось побороться за свое место под солнцем с традиционализмом, который имеет привычку противиться всякому развитию. Однажды слепой пианист Рэй Чарльз решил, что он будет играть и петь не модный в то время блюз, а создаст новую музыку, взяв за основу мелодии церковных гимнов. Именно этого музыканта считают крестным отцом светского музыкального направления, вобравшего лучшее из стиля, благодаря которому так душевно общалась с Богом темнокожая паства на своих службах.
Особенности стиля
Несмотря на то что этот стиль считается одной из разновидностей ритм-н-блюза, который впоследствии стал основой рока, соул и рок – это совершенно разные течения. По своей сути соул стал ответом чернокожих музыкантов на то, что ритм-н-блюз был трансформирован в белый рок-н-ролл. Это противостояние породило совершенно новый стиль, который отличался протяжным исполнением, украшенным мелизмами, исполняющимися на одном дыхании. Так было написано и спето много лирических баллад, действительно берущих за душу. И уже в начале 60-х годов именно соул занял лидирующее место среди музыкальных направлений темнокожих тинейджеров, а на сцену вышли неподражаемый Сэм Кук и страстный Джеймс Браун.
Типичный, то есть традиционный соул стал развиваться в нескольких направлениях. Из черной музыки протянулись линии мемфисской и детройтской школы (так называемый мотаунский стиль, по названию звукозаписывающей фирмы Motown). Если первый был основан на акцентированном ритме и виртуозных клавишах, то второй больше прославился великолепными вокальными аранжировками в медленном и среднем ритме. Гитаре отводилась скромная роль исполнения ритмического рисунка.
Звезды соула
Поскольку соул предполагал наличие определенных вокальных данных, вначале он действительно оставался эксклюзивным стилем чернокожих певцов, которые могут по праву гордиться своеобразным голосовым аппаратом, издающим такие мелодичные звуки, которые ни за что и никогда не воспроизвести белым вокалистам. Королевой соула была по праву признана Арина Франклин, дочь священника – друга Мартина Лютера Кинга. Соул стал основным направлением для Стива Уандера, Дайаны Росс, и привел к популярности целую семью Джексонов.
Но белые певцы недолго оставались в стороне, и очень скоро появились представители Blue-Eyed Soul (голубоглазого соула). Несмотря на то что Дженис Джоплин и Джо Кокер не умели петь, как чернокожие, они обладали настолько уникальными голосами, что не постеснялись привнести элементы мелодичного музыкального течения в свои выступления. Даже Дэвид Боуи в свое время исполнял «голубоглазый соул».
Рождение фанка
Шестидесятые годы стали годами борьбы за гражданские права темнокожего населения Америки, и мелодичный соул не очень подходил для исполнения ритмов протеста, которые нашли свое отражение в стиле, производном от соула – фанке. Борьба за право гордиться своим происхождением развернулась среди населения африканского происхождения на всех фронтах, и не всегда была мирной. Сначала Арита Франклин спела: «Я требую уважения!», а затем Джеймс Браун пропел: «Скажи во всеуслышание: я черный и горжусь этим!». Появилось радикальное движение «Черные пантеры», с которыми и стал ассоциироваться новый стиль музыки, характеризующийся достаточно агрессивным синкопированным ритмом. Вокал фанка тоже стал намного жестче и местами срывался на крик. Впрочем, именно такой вокал можно было услышать на некоторых черных протестанстких службах. Страстность и раскрепощенность во время исполнения церковных гимнов пришла в христианскую мессу, разбавляемую пением госпелов вместе с традициями древних обрядов африканских народов.
Джеймсу Брауну так понравился проповеднический стиль, что он сделал свои выступления чем-то средним между шоу и наставлениями в сферах семьи, образования и политики. Темнокожее население Америки его обожало, и даже правительство несколько раз использовало влияние музыканта на молодежь для того, чтобы решать мирным путем конфликтные вопросы.
Фанк породил субкультуру темнокожих, которые оделись в разноцветные клеши, отрастили на голове огромные шарообразные прически и стали бунтовать против своих же, тех, кто пытался ассимилироваться в образ жизни белых американцев. Но белые подхватили эту моду, и когда афроамериканцы стали уставать от бунтарства, возник новый стиль – диско, в котором нашла отражение новая субкультура. В конце концов, всем хотелось не только бунтовать, но и танцевать. И хотя стиль диско продержался всего одно десятилетие, фанк не растворился в слащавой эстраде, а породил в конце 80-х танцевальное направление рэпа – хип-хоп.
Что касается популярной музыки, здесь безусловными лидерами стали исполнители, взявшие за основу ритмы соула и панка, и образовавшие целую плеяду всемирно любимых звезд: Тина Тернер, Стиви Уандер, Принс и Майкл Джексон. Лучшими исполнителями белого фанк-рока до сих пор считаются непревзойденные Red Hot Chili Peppers.