История современной музыки: рождение рока

О том, кто стал «изобретателем» рок-музыки сегодня говорить очень сложно. Приблизительно так же, как пытаться выяснять, кто придумал колесо. Можно только проследить тенденции, которые привели к появлению и дальнейшему развитию жанра, постоянно рискуя наложить отпечаток субъективного мнения. Даже если попробовать установить истину, просматривая документальные ленты и читая эссе всевозможных исследователей, неизбежно приходишь к выводу, что каждый из них подходит к изложению материалов в какой-то степени предвзято. Но мы немного попробуем заглянуть за завесу времени и опять же составить собственное мнение на этот счет.

Переходный период

После спада рок-н-ролла началась эра продюсирования популярной коммерческой музыки. Лондонский шоу-бизнес стал создавать собственных звезд, поскольку американцы не торопились с визитами на Туманный Альбион. Так появились Tommy Steele, Cliff Richard и Adam Faith. В рок-н-ролл пришли женщины – Конни Френсис и Бренда Ли. Популярные песенки с незамысловатыми текстами о любви вызывали желание развлекаться и танцевать. Самым модным танцем стал твист. Ничто не предвещало появление более серьезной музыки, если бы не появились The Beatles.

Битлы и Роллинги

До сих пор идут яростные споры о том, кто же все-таки оказал больше влияния на становление рока – Битлз или Роллинг Стоунз. Некоторые предпочитают вообще не связывать битлов с роком, утверждая, что те просто играли хороший бит. Но на самом деле эти две группы, оказавшиеся антиподами, несомненно, оказали главное влияние на формирование нового музыкального течения.

Многие помнят Битлз как опрятных ухоженных мальчиков, которые почему-то сводили с ума толпы девочек. Но чтобы понять их особенность, необходимо оказаться подростком начала 60-х и прочувствовать всю необыкновенность этой четверки.

Их история, как и многих британских групп, начиналась в подвальчиках и барах Гамбурга и Ливерпуля. Они носили кожанки и пользовались «дурной» репутацией среди «нормальных» людей. Секрет притягательности заключался в удивительной сплоченности и нестандартном подходе к исполнению. Они не только внимательно следили за черной американской музыкой, но и создали собственный имидж, не уставая меняться и совершенствоваться. Битлз исполняли не только собственные песни, но и те, которые были написаны малоизвестными в Англии исполнителями – Чаком Берри, Мартином Денни и Эйкером Билка. Несмотря на то что в апреле 1963 года они выпустили первую пластинку «PLEASE PLEASE ME», репортеры упорно не хотели их замечать. Между тем группа гастролировала и набирала популярность.

Выступление в Лондонском Палладиуме стало поворотным для Битлз. Репортеры, которые прибыли на место освещения событий с изумлением заметили беснующиеся толпы подростков. Девушки визжали от восторга, а репортеры недоумевали. Происходящее тут же окрестили битломанией, но главное было впереди. А именно – выступление перед членами королевской семьи наряду с другими известными исполнителями, транслирующееся по телевидению. Получить подобное приглашение было неслыханной удачей для столь молодых музыкантов. И они не ударили в грязь лицом, сделав все, чтобы завоевать сердца своих соотечественников, с чем справились на «отлично». «Хорошие» мальчики покорили не только сверстников и тинэйджеров, но и представителей старшего поколения, и это открыло им путь к всенародной любви.

В этом же году появилась еще одна группа, но уже очень «плохих» мальчиков, которые, тем не менее, сумели завоевать сердца второй половины человечества. Правда, путь к славе не был столь безоблачным, как у «хороших» битлов. Ведь если последних обожали не только дети, но и их родители, то Роллинг Стоунз сразу вызвали волну неприязни у старшего поколения. И, надо сказать, успешно на этом сыграли. Ведь то, что не нравится родителям наверняка понравится их детям!

Очень многие, наверное, удивились бы, узнай, что битлы и стоунзы были отличными приятелями. И что своей карьерой молодые бунтари во многом обязаны Битлз: песня Джона Леннона и Пола Маккартни I Wanna Be Your Man была подарена ребятам для раскрутки. Стоунзы перепели ее в своей манере, получили признание и начали собственное восхождение к вершинам успеха.

Источники вдохновения у этих групп были разными. Если Битлз тяготели к рок-н-роллу, то Роллинг Стоунз больше по душе было блюзовое направление. Роллинги исполняли смесь блюзов с английским твистом, и это понравилось молодежи. Их звучание было необычным, но больше музыки привлекал сценический образ Мика Джаггера, который раздражал своими ужимками одних, а других этим же приводил в восторг. Вскоре последовала череда хитов, увенчанная знаменитым Satisfaction, ставшим гимном поколения. Именно эту композицию многие считают началом настоящего рока.

А как же остальные?

Их было много. Группы подобные Роллинг Стоунз завоевали признание, используя черный блюз как основу рок-музыки. Среди них были коллективы, которые получили признание благодаря непревзойденному блюзовому гитаристу – Эрику Клэптону. Группа Yardbirds начала с блюза, но что-то пошло не так, и они решили обратиться к более коммерческим направлениям, что не устроило Клэптона, который покинул группу. После этого место гитариста было предложено Джимми Пейджу, но тот отказался, предложив замену. Однако в 1966 году все же вошел в состав этой группы в качестве лид-гитариста, став ее бесспорным лидером.

Яркими рок-группами стали Bluesbreakers и Cream, опять же не без участия Эрика Клэптона, которого называли гитарным богом.

Развитие рок-музыки во многом происходило благодаря эволюции аппаратных средств. У групп стали появляться не только визжащие поклонницы, но и грамотные поклонники, разбирающиеся в тонкостях звучания. Ширились возможности гитарных эффектов, а с ними росло разнообразие звуков. На передний план в группах стали выдвигаться гитаристы, а гитарные соло становились апофеозом выступления. Блюзовая основа давала возможность импровизировать, благодаря чему молодые музыканты оттачивали свое мастерство и становились лидерами коллективов. Эпоха рока только начиналась, начинались времена потрясающих рок-исполнителей, которые навсегда оставили свой след в музыкальной истории человечества.