Времена торжества информационных технологий невозможно представить без электронной музыки. Сейчас вся музыка записывается и обрабатывается с помощью электроники. Хотя можно точно выделить целые музыкальные направления чисто электронной музыки, которых сегодня уже больше чем классики. Любой подросток, имеющий компьютер, теперь может сочинять собственную музыку и тут же выкладывать ее в интернет. Наверное, музыканты 80-х годов прошлого века, согласились бы ради такой возможности… побриться наголо (длинные волосы после инструмента были самой большой ценностью рок-музыканта в то время, уж поверьте).
Если вы думаете, что электронной музыки от силы несколько десятков лет, то очень сильно ошибаетесь. Представьте, что уже сейчас такому направлению без малого полторы сотни лет, и это не шутки. В 1878 году был изобретен первый звукозаписывающий и звуковоспроизводящий инструмент – фонограф. Изобрел его Томас Эдисон. До граммофона и патефона оставались считанные шаги. Но пока одни изобретатели ломали голову над совершенствованием систем записи и воспроизведения звука, другие пытались этот самый звук синтезировать.
Американский изобретатель Тадеуш Кахилл работал с истинным размахом в течение 12 лет. Его теллармониум, похожий на сложный церковный орган весил в совокупности… 200 тонн. Причем сам клавишный механизм был стандартных размеров, но вот та часть, которая генерировала звук, имела габариты небольшого дома. Так что этот инструмент оказался в развитии электронной музыки тупиковой ветвью.
Лев Термен, наш соотечественник, в 1919 году создал совершенно «инопланетный» инструмент не только по виду, но также по звуку и способу его воспроизведения. Его принцип работы основывался на изменении частоты генератора электромагнитного поля. Делалось это руками, помещенными в поле между двумя антеннами. Звук получился совершенно неземной – что-то между скрипкой и тягучим женским вокалом. Говорят, инструмент очень понравился самому Ленину, который даже научился на нем играть. Хичкок использовал терменвокс для записи саундтрека к фильму «Птицы». Но самое примечательное, что этот инструмент и сегодня пользуется большой популярностью и стоит довольно дорого, но любители электроники могут попробовать сделать его своими руками по схемам из интернета.
В 1920 году француз Морис Мартено сконструировал одноголосый электронный клавишный инструмент – волны Мартено или электрофон, который управлялся с помощью специальных кнопок и нити, соединенной с кольцом, надетым на указательный палец правой руки. Он использовался как подголосок к фортепиано и симфонии, которые исполнялись на нем, были воистину «космическими».
Очень скоро музыканты решили что с них хватит стандартов, и пустились в изобретение новых концепций «музыки будущего». Так появилось течение футуризма, в котором музыка составлялась из разных звуковых фрагментов – треска, шума, грохота и т.п. В 30-х годах была изобретена магнитная лента, существенно облегчившая эту задачу. Правда, это изобретение, как и многие другие технологии Третьего Рейха, стало доступным только после разгрома фашистской Германии.
Теперь музыку не нужно было записывать вживую и последовательно, а стало возможным «собирать» по частям, как конструктор, в процессе монтажа. Именно этот принцип стал основой для всех технологий звукозаписи.
Тем временем развивался электронный звук. Европейские и американские институты пополнились кафедрами электронной музыки, а когда за дело берутся ученые – жди прорыва в технологиях. Можно только позавидовать азарту, с которым они выискивали и записывали новые звуки, подготавливая базу для будущих электронных инструментов.
Подлинный интерес к электронике у музыкантов возник в 50–60 годах прошлого века. Это было время появления первых компьютеров и электронных органов. К тому времени уже была известна электрогитара. Но именно фортепиано с его клавишной системой идеально подходило для создания синтезатора с большим звуковым диапазоном. Первым таким инструментом стал одноголосный Moog. Первый в мире многоголосный синтезатор АНС был разработан Евргением Мурзиным в 1958 году.
Одними из пионеров использования электронных инструментов - баса и электрооргана стали легендарные Doors. Но именно Pink Floyd создали настоящую феерию электронных звуков, став прародителями электронной поп-музыки. А вот американец Ла Монте Янг является основателем музыки, которая впоследствии стала называться «трансом». Причем не последнюю роль сыграло употребление тогда еще не запрещенных психоделических препаратов.
В конце 70-х годов определилось четыре основных направления электронной музыки. Первое – это рок-музыка, представленная такими яркими представителями, как Tangerine Dream, Yes и, в частности Риком Уэйкманом. Второе – так называемая «космическая» музыка Жан Мишель Жара и группы «Space». Третье – эмбиент, родоначальником которого стал Brian Eno. Четвертое – техно, пионерами которого стали Kraftwerk.
Надвигалась эпоха компьютерных технологий.