Сегодня все музыканты знают, что без блюза не появилось бы такое мощное музыкальное направление, как рок и все его последующие производные, породившие в конце XX века различные молодежные субкультуры. И все-таки блюз – вот уже второе столетие остается настолько самобытным направлением, что ни один серьезный музыкант не считается таковым, если не прошел блюзовую школу в той или иной степени. И, хотя сейчас эту музыку сильно потеснила модная «электроника», есть надежда, что однажды блюз снова откроет миру глубину чувственности, в которой на самом деле так нуждается вечно спешащее и постоянно усталое современное человечество.

Истоки блюза

Блюз был выстрадан в буквальном смысле несколькими поколениями афроамериканцев, которые попали на Американский континент не по своей воле, а в качестве рабов, в которых испытывало потребность растущее государство. Трудно найти более бесправный народ, чем темнокожее население Америки с момента ее основания и вплоть до середины XX века. Несмотря на отмену рабства в 1863 году, еще на протяжении целого столетия выходцы из африканских территорий регулярно испытывали унижения и жили в бедности.

Название блюз пошло от выражения blue devils, что характеризовало состояние крайней хандры, меланхолии и тоски, а сегодня могло бы означать депрессию. Вся боль и печаль народа, угнетаемого и попираемого в правах своими угнетателями, выливалась в виде песен. Удивительно, но выходцы из Африки в своем большинстве обладали идеальным чувством ритма, не говоря уже о слухе и голосах, богатых обертонами. Когда в Америке стали выращивать хлопок, этот адский труд был возложен на рабов, которые часто сопровождали свою работу пением. Так возникли три музыкальных направления – хоспил, спиричуэл и блюз. Они во многом схожи друг с другом, но если первые два как устремились к Богу, так и остались способом выражения высочайшей любви, то место блюза оказалось далеко от церкви – в придорожных забегаловках, став средством воспевания несбыточных надежд и любовных разочарований талантливыми бродячими музыкантами.

Первый официально признанный блюзмен – Уильям Хенди, исполнивший знаменитый «Мемфисский блюз». Начиная с 1912 года этим термином стали обозначать отдельное музыкальное направление. Но одним из самых знаменитых блюзменов по сей день считается Роберт Джонсон – темнокожий музыкант, который прожил всего 27 лет, но успел создать и даже записать несколько нетленных блюзовых произведений, которые исполняли самые знаменитые группы и до сих пор считаются классикой жанра.

География блюза

Один из самых ранних стилей блюза, который можно считать точкой отсчета стиля, является дельта-блюз, зародившийся в дельте Миссисипи. Именно здесь и располагались самые обширные хлопковые поля, на которых вместе с белыми коробочками, несущими богатство зажиточным американским бизнесменам и обильно поливаемыми потом и слезами рабов, вызревал один из самых знаменитых музыкальных стилей. Даже избавившись от рабских оков, чернокожие люди были вынуждены жить в бедности и унижении, часто на грани отчаяния. Все эти чувства легли в основу исполнения блюза.

Поскольку в те времена многие афроамериканцы скитались по стране в поисках работы или хотя бы пропитания, они понесли блюз во все штаты, и основными его центрами стали такие города, как Чикаго, Дельта и Калифорния. В середине прошлого века в Европе появился еще один мировой центр блюза, который находился в Лондоне. Здесь произошло зарождение так называемого белого блюза, яркими представителями которого стали The Rolling Stones, Эрик Клэптон, Led Zeppelin и другие по сей день знаменитые музыканты и группы.

Особенности исполнения блюза

Первые исполнители, как это понятно, не имели никакого музыкального образования и рассчитывали в лучшем случае на гитару. Именно этот инструмент стал главным в исполнении блюза. Гитарный риф задает основу – 12-тактовую блюзовую сетку, на которую, подобно бусинам, нанизывается звучание других инструментов музыкального коллектива. Существует несколько базовых способов игры – бренчание, пиккинг и боттл-нек. Последний способ дословно переводится как бутылочное горлышко. На самом деле именно так появились первые слайдеры: горлышко бутылки отпиливалось и надевалось на палец левой руки. Таким способом музыканты научились извлекать методом скольжения по ладам звуки, доводившие слушателей до восторженного исступления.

Тембр голоса, в отличие от хоспила и спиричуэла, в исполнении блюза играет второстепенную роль. Но само исполнение должно быть очень чувственным, искренним, идти от самого сердца. Именно поэтому считается, что исполнять блюз можно только при наличии blue feeling (блюзового ощущения). В 20-х годах прошлого столетия блюз получил огромную популярность благодаря мощному женскому вокалу Ма Рейни и Бэсси Смит – негритянским певицам, у которых очень скоро появились десятки последователей.

Отдельного упоминания в исполнении блюза заслуживает такой инструмент, как фортепиано. Основная проблема в том, что блюзмены – обычно не сидели на месте, поэтому им привычнее было кочевать по барам и забегаловкам с гитарой. Хотя позже появились именно блюзовые пианисты – Чемпион Джек Дюпри, Рэй Чарльз и другие.

Еще один инструмент, без которого трудно представить традиционный блюз – это губная гармошка, которая отлично сочлась с гитарой и даже стала солирующим инструментом блюз бэндов.

С появлением микрофонов, а затем и электрических гитар, блюз получил новые возможности для своего развития. Очень скоро популярным направлением в музыке стал ритм-н-блюз, который заложил основу для появления рок-н-ролла. Но это уже совсем другая история.