Работники студии звукозаписи. Звукорежиссер

В сфере шоу-бизнеса много профессий, которые никак не связаны с овациями и славой, но имеющих большое значение на пути к ним. Одна из них – звукорежиссер студии звукозаписи. Этот малоприметный человек играет колоссальную роль в процессе достижения той самой славы, которая приносит дивиденды продюсерам и исполнителям. Но будьте уверены, что хорошие звукорежиссеры, записывающие знаменитостей, тоже далеко не бедствуют. Просто это в основном очень скромные «работяги», которые фанатично любят свое дело и получают главное удовольствие от самого процесса.

Как становятся звукорежиссерами

В нашей стране есть возможность получить высшее образование по специальности музыкальная режиссура в одном из высших образовательных заведений искусств. Также можно пройти для этого соответствующие курсы. Но даже диплом о соответствующем образовании не делает человека профессионалом. Для этого надо очень сильно любить свое дело и учиться ему всю жизнь. Поэтому нередки случаи, когда самыми востребованными звукорежиссерами становились талантливые самоучки. Часто они являются выходцами из неудавшихся музыкантов. Хотя, почему – неудавшихся? Просто на каком-то этапе занятия музыкой, человек может понять, что его сцена не привлекает, а толпы поклонников раздражают. Зато посидеть в одиночестве и сотворить своими руками звуковое чудо – занятие, которое приносит истинное наслаждение как процессом, так и результатом. Вот из таких людей и получаются лучшие звукорежиссеры.

В чем заключается искусство звукорежиссера

В первую очередь он должен уметь пользоваться всеми техническими приспособлениями на студии. Хотя еще раньше он должен иметь отличный слух, в том числе и музыкальный, и глубоко разбираться в музыкальных направлениях. Ведь нередко именно звукорежиссер создает оригинальные аранжировки, а то и целые стилевые концепции.

Звукорежиссер слышит музыку не так, как все обычные люди и даже не так, как сами исполнители. Для него музыка – это многослойное полотно, а звуки и их частотные характеристики – узоры, из которых можно соткать «музыкальный ковер». Только этот человек знает, что любую композицию можно представить в любом из музыкальных жанров, используя средства аранжировки и звукозаписи, и умеет это делать. Мир звуков – это особенный мир, в котором можно творить подобно художнику, использующему соответствующие инструменты. Хотя работу звукорежиссера скорей можно сравнить с работой талантливого шеф-повара, умеющего создать из разных ингредиентов шедевр кулинарного искусства. Не зря же у музыкантов есть такое понятие, как «вкусный» по отношению к музыкальным фрагментам.

Необходимые качества и знания

К числу требуемых профессиональных качеств можно отнести:


  • музыкальный слух;

  • креативное мышление;

  • воображение;

  • отличная слуховая память;

  • коммуникабельность.

Что касается теоретических и практических навыков, к ним относится не только музыкальное образование, но и технические познания. Это одна из профессий, которые находятся на стыке гуманитарных и технических наук. Поэтому необходимо понимать принципы работы аппаратуры, в том числе высокотехнологичной. А сегодня еще и требуется умение работать с различными компьютерными программами. Ну, и главное – это знание физики звука, способов его записи и обработки.

Рабочий процесс

Звукорежиссер небольшой студии может сам вести весь свой бизнес – подбирать и ремонтировать аппаратуру, заключать договоры и приглашать музыкантов. Для маленькой студии с редкими заказами одного работника вполне достаточно. То есть студия, тем более небольшая, может обойтись без административного и технического персонала, но она никогда не сможет работать без звукорежиссера. Но чем больше появляется работы, тем больше запросов в отношении качества аппаратуры и ее количества, оформления помещений и отладки аппаратуры. В таком случае штат студии дополняется другими сотрудниками, а звукорежиссер берет на себя только свои непосредственные обязанности:


  • знакомство с музыкальными произведениями и особенностями исполнителей, их стилем и звучанием;

  • при необходимости разработка концепции и аранжировка произведения;

  • разбивка музыкального произведения на части и определение очередности записи;

  • создание соответствующей акустической среды;

  • подбор микрофонов;

  • определение и подготовка технических средств для записи и обработки;

  • репетиционное время;

  • запись;

  • прослушивание;

  • обработка и монтаж фонограмм.

Несмотря на то что современные способы записи и обработки звука предоставляют режиссеру неограниченные возможности, пропорционально их росту возрастает ответственность за качество. Поэтому работу звукорежиссера простой назвать нельзя. Зато можно назвать потрясающе интересной и безгранично творческой.