История рок-н-ролла была бы неполной без истории ритм-энд-блюза. Ведь последний как раз и вырос из первого. Хотя в дальнейшем эти два музыкальных направления получили самостоятельное развитие, они еще неоднократно пересекались в новых стилях, порождаемых бурным музыкальным течением XX века. Но стоит признаться откровенно, что без ритм-н-блюза не было бы рок-н-ролла. И вот как это происходило.
Городские ритмы
В тридцатых годах прошлого века многие темнокожие американцы стали переселяться в большие города, которые росли и, подобно огню, привлекающему мотыльков, притягивали своими огнями новых жителей из глубинки. Исполнителей негритянского блюза город привлекал новыми возможностями для реализации творческих способностей.
В крупных городах стали образовываться поселения для темнокожих жителей, поскольку белое население по-прежнему старалось отгородиться от них всеми возможными способами. Но развлекаться после тяжелого рабочего дня хотели все. В гетто стали появляться всевозможные небольшие клубы, и вот тут научно-технический прогресс сыграл свою решающую роль в появлении нового стиля. Дело в том, что исполнители блюза и кантри, выступая в барах и дансингах, столкнулись с большой проблемой: акустический гитарный аккомпанемент совершенно терялся в шумных залах. Но тут появились первые микрофоны и акустические усилители, что дало возможность сужения музыкального коллектива до нескольких человек, которые отлично помещались на небольшой сцене.
Поначалу акустические гитары обзавелись звукоснимателями, а певцы стали петь в микрофон – музыка стала звучать ярче и громче. В 1939 году появились электрогитары, которые с тех пор играют в блюзовой музыке ведущую роль, особенно с появлением электрической бас-гитары. Изменился и характер блюза – он стал более ритмичным, поскольку публике больше по душе теперь были не печальные, а заводные мелодии, под которые можно было танцевать. Исполнителям пришлось подстраиваться под вкусы публики.
Наконец появились студии звукозаписи и радиостанции, которые записывали и транслировали музыку «для черных». Те, кто не имел возможности слушать грампластинки дома, делали это с помощью музыкальных автоматов, которые стали устанавливать не только в барах, но даже в аптеках. Белое население все еще делало вид, что им все равно, чем там занимаются «черные», но молодежь, которая всегда чутко воспринимала новые ритмы, с удовольствием слушала пластинки с музыкой черных исполнителей. Кроме яркой музыки всех привлекали простые незамысловатые тексты и запретные темы, которые в них использовались очень часто.
Благодаря ведущему программы на радио Алану Фриду, который стал продвигать ритм-н-блюз в массы, появилась платформа для нового коммерческого направления в музыке. Рок-н-ролл стал «белым» ритм-н-блюзом и отправился покорять планету. Добравшись до Лондона, он осел в маленьких клубах, где его слушали немногочисленные поклонники. Однако благодаря новому стилю на горизонте появились будущие мировые знаменитости: Мик Джаггер, Джек Брюс, Роберт Плант, Ли Джексон, Эрик Клэптон и другие.
А что же с самим ритмичным блюзом?
Пока детище ритм-н-блюза рок-н-ролл отправился своим путем, стиль стал приобретать лирические оттенки. В 60-х годах музыка стала более эмоциональной и душевной, породив стиль соул (soul - душа). Слепой пианист Рэй Чарльз внес в нее свой вклад, обогатив эту музыку элементами джаза и госпела.
Стив Уандер, Дайана Росс и Тина Тернер исполняли коммерческий соул под названием мотаун. Стиль получил название благодаря первой звукозаписывающей компании в Детройте, основанной афроамериканцем – Motown Records. Особенностью стиля было использование во время записи большого количества разнообразных музыкальных инструментов.
Уже в конце 60-х появилось еще одно направление ритм-н-блюза – фанк. Пионерами стиля стали Джеймс Браун, Слай Стоун и Джордж Клинтон. Этот стиль стал самым танцевальным направлением ритм-н-блюза. Последующая коммерциализация этого направления привела к созданию диско. А вот первым исполнителем фанк-рока стал Джими Хендрикс.
Соул постепенно перестал быть музыкой черных, поскольку белые исполнители проявляли к нему огромный интерес. Всем известно имя одного из лучших исполнителей Джо Кокера. Это направление также встречается в творчестве Дэвида Боуи и Элтона Джона.
Благословенные восьмидесятые
Диско был популярным очень недолго, а вот ритм-н-блюз со всеми его производными пышно расцвел на мировой эстраде именно в 80-е годы. Конечно, это был уже далеко не классический стиль, поскольку каждый исполнитель старался привнести в него что-то индивидуальное. Но он оказался благодатной почвой для певцов, обладающих незаурядными голосовыми данными. Кроме того, происходила сумасшедшая коммерциализация музыки. Звезды усеяли музыкальный небосклон: Уитни Хьюстон, Лайонел Ричи, Джордж Майк, король поп-музыки Майкл Джексон. И, конечно же, неподражаемый и любимый во все времена – великий экспериментатор и эмоциональный Принц.
Отдельным направлением стала музыка в легком и приятном блюзовом ритме, которая получила название quiet storm. Она привела таких, популярных по сей день исполнителей, как Мэрайя Кэри и Тони Бэкстон.
Современный R&B
Данная аббревиатура как раз и обозначает ритм-н-блюз, а не «богатые и красивые» (rich & beautiful), как думают некоторые. Но этот стиль имеет не много общего со своим «дедушкой». И все благодаря тому, что бедные подростки из негритянских гетто Нью-Йорка сначала стали танцевать затейливые танцы под ритмы фанка, а затем на ходу придумывать рифмованные тексты. Так появился рэп, который впоследствии дал начало хип-хопу.
В 90-х годах ритм-энд-блюз и хип-хоп сблизились настолько, что породили новое музыкальное направление – Ар-энд-Би, в котором смешались фанк, соул и хип-хоп. Его отличие в том, что на фоне достаточно жестких ритмов может звучать мягкий душевный вокал, который перемежается ритмичной читкой.
Двухтысячные вдохнули в старые ритмы новую жизнь, породив такое направление, как нео соул, основанное на звучании классических мелодий 60-х годов. И, хотя этот стиль не приобрел широкой популярности, он продолжает радовать любителей классического звучания на новый лад.