Музыканты считают, что гриф гитары – один из важнейших ее элементов, особенно если это электрогитара. От его характеристик зависит звучание инструмента и это не удивительно, ведь именно путем прижимания струн к грифу меняют высоту звука. Если вы выбираете себе гитару, обратите внимание на строение и соответствие требованиям этой части инструмента.
Форма грифа и ее параметры
Профиль может иметь различную форму. Она влияет не столько на звук, сколько на удобство игры. У некоторых профилей есть специальные названия – скорее художественные, нежели технические. Выбирайте гриф, оценивая его толщину и соотнося ее со стилем, в котором собираетесь играть. Более толстая и округлая форма больше подходит для блюзового и рокового исполнения, а вот для соло, использующего разнообразные приемы, больше подойдет широкий и тонкий гриф. Существуют гитары, в которых толщина грифа на его протяжении изменяется.
Материалы для изготовления
Основные породы дерева для грифов:
- махагони;
- клен;
- бубинг;
- венго.
Последние используются на дорогих эксклюзивных инструментах.
Иногда при изготовлении грифов используют другие материалы – например, специальный графит, придающий звучанию особый тембр. Но при выборе гитары не стоит заострять особое внимание именно на материале – слушайте ее звучание.
Звук гитары во многом зависит от накладки, поскольку именно она влияет на процесс передачи звука струн вдоль грифа к деке. Накладки изготавливаются только из трех пород деревьев – эбони, палисандра или клена. Черное дерево – эбони – придает звуку глубину, клен – яркость, а палисандр дает промежуточное звучание. Стоит отметить, что для изготовления накладки на бас-гитары применяют более стойкие породы – амаранд и венго, поскольку из-за толщины струн гриф испытывает более высокую нагрузку.
Мензура
Мензурой называется расстояние от порожка до бриджа. Именно длина мензуры является определяющей при вычислении мест расположения ладов. Существуют общепринятые эталоны – 25,5 дюймов для почти всех электрогитар и 24,75 дюйма для гитар фирмы Gibson и большинства полуакустических инструментов.
Чем длиннее мензура, тем сильнее натяжка, шире лады, а звук жестче, и наоборот – чем короче, тем мягче звук, короче лады и слабей натяжение. Длина мензуры может меняться в зависимости от диаметра струн и расстояния между грифом и корпусом.
Анкер
Древесина – очень капризный материал, ей свойственна деформация под влиянием внешних факторов. Для того чтобы регулировать процесс деформации, внутри грифа имеется стержень из металла – анкер. Его можно регулировать с помощью специального ключа в районе головки грифа или в месте его соединения с корпусом.
Для проверки степени изогнутости надо левой рукой прижать шестую струну на первом ладу, а правой – на последнем и посмотреть в профиль. В случае чрезмерной изогнутости отрегулировать при помощи анкерного ключа.
Расстояние между струнами и гифом
Оно должно быть почти одинаковым для всех струн с плавным нарастанием от одного-двух миллиметров у первого лада и до четырех-восьми к 12-му ладу. Если попалась гитара со слишком большим расстоянием, почти всегда его можно изменить с помощью гитарного ключа, изменяющего угол наклона грифа.
Если вы выбираете классическую гитару, учтите, что гриф у нее чаще всего клееный и регулировка подставки отсутствует. Поэтому не рекомендуется приобретать инструмент, у которого расстояние между струнами и грифом слишком большое.
Лады
Они должны иметь практически идеальную шлифовку, а определить ее степень можно просто, зажав струны на ладах и повозив их пальцами вверх и вниз. Если не происходит никаких неприятных скрипов и шумов, значит шлифовка отличная. Именно шлифовка может служить хорошим тестом изготовителя: если она выполнена некачественно, то могут присутствовать и другие скрытые дефекты.
Проверяя кривизну грифа, одновременно проверьте высоту ладов – она должна быть одинаковой по всей поверхности. Зажмите по очереди струны на всех ладах и извлекайте звуки на струнах. Самое главное, чтобы не появился дребезжащий звук, означающий, что струна задевает соседний лад. Это плохой гриф, такая гитара требует ремонта, так что лучше не рисковать с ее покупкой.
Способ крепления к корпусу
Это последняя, но не менее значимая характеристика при покупке гитары. Существует три способа крепления:
- с помощью болтов;
- вклеиванием грифа;
- сквозным методом.
Первый способ придумал Знаменитый Лео Фендер и по сей день все гитары Fender используют именно этот метод. Такой метод крепления обеспечивает яркие и контрастные звуки, но, увы, короткого звучания.
Сквозной гриф, который проходит через всю деку цельным куском дерева, напротив, дает глубокие, с максимальным сустейном (длительностью звучания) звуки. Такие гитары стоят недешево, но они того стоят.
Что касается вклеенного грифа, то он дает промежуточные звуковые характеристики между двумя первыми. Такой способ – вклеивания в деку – обычно используется на акустических и полуакустических гитарах.