История акустики как таковой начинается еще на заре создания акустических музыкальных инструментов. Ведь что такое, по сути, звук? – Это затухающие волновые колебания. Мы воспринимаем их благодаря особому устройству ушной раковины, в которой имеется мембрана, воспринимающая колебания определенной частоты – а именно, от 20 до 20000 Гц, и передающая специальный сигнал в мозг. Именно так мы слышим звуки и музыку.
Когда человек создал первый в мире музыкальный инструмент, он понял, что гармоничные колебания услаждают наш слух. Но для того, чтобы они доходили до нашего уха, не успев затухнуть, пришлось придумывать акустические приспособления – усилители звука. Например, струнные инструменты имеют деревянную деку, являющуюся усилителем звука – по такому принципу сделана всем известная гитара. А духовые инструменты – это вообще сложнейшие акустические приспособления, преобразующие выдыхаемый воздух в звук и усиливающие его на выходе.
Для концертов стали строиться специальные помещения. Сначала это были открытые пространства, ограниченные стеной для отражения звука. Потом стали строить камерные помещения таким образом, чтобы звук распространялся в определенном направлении – на слушателя. Но, несмотря на то, что слушать живую музыку приятно, все-таки с собой музыкантов и их инструменты никто забрать не сможет. И вот в 1877 году Том Эдисон, работающий над созданием телефонного аппарата, случайно изобретает фонограф. Это была революция в музыкальном мире, поскольку отныне музыку можно было записывать и распространять, чтобы затем воспроизводить на специальном приспособлении.
Вначале эти приспособления были механическими. Особенно популярными стали граммофоны, которые в качестве усилителя звуковых колебаний от контакта иглы с пластинкой использовали широкую трубу. Можно только представить качество старых записей, но люди радовались возможности слушать музыку у себя дома. А ведь граммофон был удовольствием очень дорогим – примерно как профессиональные пластиковые колонки со всей акустической воспроизводящей системой в наши дни.
Но время шло, и электричество позволило совершить революцию в записи и воспроизведении звуков. В 1924 году американская фирма «Bell Telephone Laboratories» разработала электромеханический способ записи, для которого использовался микрофон, усилитель и рекордер. Качество записи заметно улучшилось, а диапазон записываемых частот расширился. В то же время совершенствовалась аппаратура воспроизведения – у проигрывателей появилась магнитная головка и электрический привод, а звукосниматель из пьезоэлемента снизил нагрузку на иглу, снижая износ пластинок.
С 40-х годов в бытовое пользование вошли радиолы с большими динамиками, позволяющие слушать радио и проигрывать музыку на электропроигрывателях. Сегодня это раритеты, которые работают до сих пор при соответствующем уходе. Дальше настала эпоха Hi-Fi, то есть воспроизведения звука, максимально приближенного к оригиналу. В 1961 году фирма Phillips создала первый кассетный магнитофон, а дальше началась эпоха стереозаписей и стереовоспроизведения звука.
Стали разрабатываться специальные акустические системы, состоящие из усилителя и двух специальных колонок, которые выдавали мощный звук. Подобные конструкции пришлись по душе музыкантам и певцам, которые теперь могли выступать на сцене, используя микрофоны, усилители и колонки, что позволяло собирать большие залы публики, приходящей на выступление. Инструменты также стали электрическими, а значит, для хорошего звука на концерте требовалась специальная многополосная акустическая система и специалист по ее обслуживанию – звукорежиссер. А концерты достигли размеров олимпийских стадионов.
Все больше качественной и профессиональной аппаратуры требовалось не только для проведения массовых мероприятий: страстные любители-меломаны хотели слушать качественную музыку в домашних условиях. После всем полюбившегося стерео ,передающего полную звуковую картинку, возник проект «квадро» рпзделяющий не на два а на 4 канала. А с появлением цифровых записывающих технологий и персональных компьютеров, развитие акустических систем пошло семимильными шагами. Форматы 5.1 и 7.1 прочно входят в нашу жизнь. Но в основе всего стоит конечно старое и доброе стерео.
Современные профессиональные акустические системы могут использоваться для домашних кинотеатров, концертов и дискотек – все будет зависеть от модификации. Многополосное звучание на диапазонах различных частот позволяет создавать производителям настоящие шедевры звуковоспроизводящей техники. Используются различные принципы, и каждый уважающий себя производитель постоянно ищет пути для доведения качества воспроизведения до идеала.
Пластиковые профессиональные колонки постепенно вытесняют деревянные, поскольку материал с каждым годом совершенствуется, и к тому же позволяет варьировать требуемое качество звука путем изменения формы. И если до сих пор многие считали идеальным только деревянные корпуса для динамиков, то уже сейчас они меняют свое мнение, поскольку появляется возможность изготовления нестандартных и разнообразных схем звучания, применяющихся как в бытовом окружении, так и для профессиональной работы со звуком.
Современные профессиональные акустические системы, как пассивные так и активные, могут использоваться для домашних кинотеатров, концертов и дискотек – все будет зависеть от модификации. Многополосное звучание на диапазонах различных частот позволяет создавать производителям настоящие шедевры звуковоспроизводящей техники. Используются различные принципы, и каждый уважающий себя производитель постоянно ищет пути для доведения своих проектов до совершенства. И каждый слушатель находит в море акустики свою жемчужину которая радует его своим неповторимым звучанием.