Может показаться, что петь или говорить в микрофон проще простого. Артисты носятся по сцене, и чуть ли не кувыркаются, а голос звучит ровно и гладко. Так что сложного в том, чтобы взять микрофон и выступить со сцены? На самом деле артисты могут выступать под фонограмму. А те, которые поют живым голосом, уже потратили немало времени на то, чтобы научиться правильно обращаться с этим прибором, да еще и выбрали самый лучший для своих целей и под свои вокальные данные. Давайте и мы научимся.
Что такое АОС
Многие из нас были свидетелями того, как во время концерта или выступления из динамиков внезапно раздавался неприятный режущий слух резкий свист со скрипом. Поскольку зрители заранее настраиваются на получение позитивных эмоций, даже один такой случай может здорово испортить впечатление от мероприятия, да и от самого выступающего.
АОС – акустическая обратная связь. Этот эффект возникает, когда микрофон ловит звук, исходящий из акустических систем, который проходит по усилителю и образует своеобразную петлю, «заводящую» аппаратуру. Еще один повод – когда головку закрывают ладонью. Почти все современные модели имеют выключатель, и если нужно сказать что-то нежелательное для слуха зрителей в зале, лучше просто выключить аппарат.
В случае возникновения АОС реакция звукорежиссера за пультом должна быть мгновенной. Ведь портится не только слух зрителей, но и звуковоспроизводящая аппаратура. А еще лучше включить в цепь между монитором и звуковым пультом третьоктавный или параметрический эквалайзер – это поможет предупредить возникновение неприятного эффекта.
Учитесь работе с микрофоном
Если выступающий никогда не имел опыта работы с микрофоном, то почти всегда создаст проблему. Например, если во время поклона держать его в руке, то он окажется направленным на мониторы, и возникнет АОС. При этом режиссер должен всегда быть наготове, чтобы убрать звук с пульта. Но лучше если выступающий сделает это, стоя на сцене, перед тем, как раздавать воздушные поцелуи. То есть придется помнить о выключателе, несмотря на эйфорию от оваций. Даже докладчики, выступая перед фиксированным микрофоном, иногда умудряются испортить свое выступление. Предупредите, чтобы в такой прибор не дули, и не стучали по нему. И покажите, где он включается и выключается.
Важность правильного положения
Оказывается, чтобы звук передавался правильно и наиболее полно, необходимо держать микрофон под правильным углом и на определенном расстоянии. Специальные динамические вокальные модели с кардиоидными диаграммами направленности практически исключают попадание всех шумов, кроме голоса. Остается только направить прямо на рот. Но этого недостаточно.
Многие считают, что чем ближе ко рту микрофон, тем лучше будет звучание. Это не так. Вспомним, как скрипуче звучит голос ди-джея или тамады, который, пытаясь перекричать шум толпы, орет, не отрывая губ от микрофона. Возникают ужасные искажения в результате перегрузок. Поэтому имеет смысл найти оптимальное расстояние, причем оно может быть разным в зависимости от типа и модели.
Вы могли заметить, как известные певцы с сильными голосами, отодвигают от себя микрофон, когда берут высокую ноту. Все правильно. Высокие сильные звуки с близкого расстояния от микрофона вызовут искажения. С другой стороны, певцы с тихим голосом стараются петь как можно ближе к микрофону. Но будет лучше, если режиссер за пультом максимально выведет звук, а артист с тихим голосом будет петь близко, но, не захватывая губами.
Купите «свой» микрофон
У хорошего вокалиста микрофон – это профессиональный инструмент, и он умеет с ним обращаться. Поэтому если ваша профессиональная деятельность связана с необходимостью усиления голоса, выберите и купите микрофон, который вам больше всего подходит, освойте все нюансы работы с ним, и тогда ваш голос всегда будет звучать идеально.