Шансон сегодня у многих ассоциируются с так называемыми блатными песнями с криминальным уклоном, отношение к которым колеблется в диапазоне от стойкой неприязни до поклонения. Но на самом деле даже тот жанр, который принято называть русским шансоном включает не только песни тюремно-криминальной субкультуры, но и многие другие направления. И все же родиной шансона принято считать Францию, подарившую миру потрясающих исполнителей, чьи песни оставили глубокий след в мировой музыкальной истории.

От трубадуров до шансонье

Шансон как музыкальный стиль получил широкое признание в XX веке, но его истоки уходят корнями в средние века, во времена трубадуров и труверов – поющих и музицирующих поэтов, которые в стихотворной форме под музыкальный аккомпанемент распевали самые разные истории, трогающие сердца слушателей. Такие странствующие музыканты бродили по городам и устраивали импровизированные выступления на площадях. Были среди них и те, которые развлекали аристократию. В этих песнях музыка была второстепенной, а на первый план выходило стихотворчество, которое было романтичным и проникновенным, вызывая у слушателей довольно сильные эмоции.

В эпоху появления во Франции всевозможных кабаре и театров песня стала одним из способов общения исполнителя со зрителем. Обычно шансонье сами писали свои песни на темы, понятные любому слушателю: жизненные истории и красивая любовь. Часто песни исполнялись от первого лица, что создавало еще более доверительную атмосферу восприятия. Для аккомпанемента достаточно было пианино, рояля или обычной гитары.

Истории и чувства были очень простыми, поэтому легко проникали в сердца людей. Шансонье должен был обладать определенной харизмой, чтобы его эмоциональное исполнение вызывало резонанс чувств слушателя. После Второй Мировой войны тематика шансона становится более общественной и социальной.

Имя Эдит Пиаф считается символом французского шансона. Многим также знакомы такие имена как Шарль Трене, Жан Ферра, Сальваторе Адамо и Шарль Азнавур. Это яркие представители классического шансона. Но немного позже жанр стал видоизменяться, делая уклон в сторону эстрады. Теперь песни шансонье стали звучать с крупных сценических площадок и экранов телевизоров, и вскоре весь мир был покорен голосами таких звезд как Мирей Матье, Джо Дассен, Ив Монтан. Сегодня традиции французского шансона продолжают такие всемирно признанные исполнители, как Патрисия Каас, Милен Фармер и Лара Фабиан.

Русский шансон

Так случилось, что русский шансон принято ассоциировать с тюремной лирикой. Но это понятие намного обширнее. Истоками жанра являются традиционный романс, а также бардовские и цыганские песни. Одним из первых российских шансонье считается Александр Вертинский.

Свой вклад в формирование русского шансона внесли и знаменитые одесские куплетисты, которые сочиняли куплеты на потеху ресторанной публике в период нэпа. В то же время начинают формироваться песни блатного жанра, которые быстро приобретают популярность в криминальной среде, и не только. Но параллельно с развитием советского киноискусства также появляются вполне легальные и любимые широкой публикой отечественные исполнители шансона – Марк Бернес, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.

Формирование тюремного шансона

Послевоенные годы были трудными и сформировали целое поколение безотцовщины, или, говоря простым языком, шпаны, которая искала выход своей подростковой энергии, и, в отсутствие соответствующего воспитания, легко попадала под плохое влияние. Так формировался новый мир криминальных романтиков, которым не чуждо было и музыкальное искусство. Не будем также забывать, что в соответствующие годы попасть в тюрьму было достаточно легко, даже не являясь уголовным элементом. А о чем петь, находясь в тюрьме? Конечно же, о любимых женщинах и тоске по родному дому.

Шансон как проявление диссидентства

В представлении современных поколений советский интеллигент представляется таким себе рядовым инженером, который ходил на работу за практически символическую плату и был образцом советского гражданина. На самом деле все эти интеллигенты могли ночами напролет слушать записи Владимира Высоцкого, на запрещенных песнях которого выросло не одно поколение бунтарей против системы. Сегодня можно долго спорить о том, что пел Высоцкий – авторскую песню или шансон. Но никто не сомневается, что большинство его произведений проникнуты духом диссидентства, а манера исполнения и хриплый голос вдохновили не одно поколение представителей русского шансона, вдохновленного лихими девяностыми.

Эмигранты

В конце 80-х, когда старая система стала давать сбои, из-за границы стали просачиваться записи еще одних представителей русского шансона – эмигрантов. Вилли Токарев, Татьяна Успенская, Михаил Шуфутинский и многие другие известные исполнители после падения железного занавеса вскоре ворвались на советскую эстраду, изумляя публику своими душевными песнями, берущими за живое. Одно время тема эмигрантов была крайне популярна в нашей стране, а стиль самых ярких звезд впоследствии переняли исполнители шансона девяностых.

Военная тематика в шансоне

Несмотря на преобладание уголовно-криминальной тематики в русском шансоне, есть отдельное направление, связанное с драматическими военными событиями, которые затронули многие семьи в 80-е и 90-е годы. Война формирует собственную музыкальную культуру для передачи сложных эмоционально-психологических состояний людей, балансирующих между жизнью и смертью. Владимир Высоцкий, который, несмотря на отсутствие военного опыта всегда близко к сердцу принимал события Великой Отечественной войны, написал немало песен на эту тему. Он стал образцом для подражания для многих талантливых авторов, в чью судьбу вошли события военных конфликтов.

Сегодня русский шансон звучит на многих радиоволнах и сформировал достаточно большую аудиторию поклонников и перепевщиков. Ведь для его исполнения достаточно купить гитару, освоить табулатуру и научиться игре боем.