Очень сложно писать о Курте Кобейне. Этот тихий и добрый парень носил в себе большую душевную боль, а для того, чтобы иметь возможность поделиться ею, использовал сцену и гитару. Сцена преображала его и давала возможность выхода чувствам, тщательно скрываемым при иных обстоятельствах. Нельзя утверждать, что музыкант не получал удовольствия от своей деятельности. Скорее он делал то единственное, что мог делать исключительно, глядя на жизнь через темные очки своего мировосприятия. О Курте Кобейне написано много книг и статей, сняты документальные фильмы, а многогранность его личности еще долго будет являться предметом обсуждения. И вот этот вопрос: «Как так получилось, что этот талантливый парень покончил с собой в расцвете творчества и славы?» будет волновать еще не одно поколение. Написать что-то новое о Кобейне сложно, но можно попробовать посмотреть на его жизнь с еще одной стороны.

Когда рушится мир любви

Родился Курт Кобейн 20 февраля 1967 года. Его детство и юность прошли в небольшом городке Абердин штата Вашингтон. Это был провинциальный рабочий город, подавляющее население которого работало на местной лесозаготовке, как и отец Курта. С самого рождения ребенка окружали забота и любовь: многочисленные родственники баловали и обожали этого жизнерадостного малыша. Говорят, что он был гиперактивным ребенком, буквально излучающим счастье. Это хорошо заметно на архивных видеозаписях. Неудивительно, что его безудержная энергия искала себе творческое русло, и нашла его в музыке благодаря тете Мэри, которая, будучи музыкантом, выступала в местных клубах. Одновременно с музыкальными способностями в ребенке обнаружился талант к рисованию.

По словам самого музыканта, он был очень счастлив до 7 лет, когда его родители развелись. Для детской психики это был удар, ознаменовавший конец жизнерадостного существования и начало циничного панковского восприятия мира. Разочарование в любви не раз становилось причиной прорыва таланта, но в случае с Куртом это произошло не из-за любви к девушке, а потому, что детский мир, в котором он был так счастлив, рухнул в одночасье. Оказалось, что в жизни есть место лжи, предательству и равнодушию. Новое мировосприятие прочно пустило корни в душе подростка, став источником творческого вдохновения и асоциального поведения.

Кобейн-гитарист

Существует всего два списка «100 лучших гитаристов» по версии журнала Роллинг Стоун. Первый был составлен в 2003 году, и в нем Кобейн числится на 12 месте. Во втором списке, составленном в 2001 году, рейтинг музыканта опустился до 73 места. Причина довольно проста: Курт Кобейн был не столько гитаристом, сколько талантливейшим автором и исполнителем. Он использовал гитару для аккомпанемента и не ставил целью покорить слушателей сложными сольными партиями.

Когда утихли страсти, связанные с его безвременной кончиной, рейтинг Кобейна-гитариста стремительно упал. Пусть не бросаются тапками поклонники, которые готовы до хрипоты доказывать величие знаменитости. Нет никаких сомнений в том, что оценивать Курта по какому-то одному параметру – совершенная глупость. Он был цельным, единым и неповторимым, особенной, очень сложной личностью, совокупность качеств которой и сделали его именно тем, кем он останется еще на долгие годы – кумиром бунтарей всех поколений.

«Нирвана» и семья

Как известно Курт вне сцены всегда был и оставался скромным, стеснительным и довольно тихим парнем, который не стремился покорять девушек. Но вряд ли хоть одна могла устоять перед ясным взглядом его голубых глаз. Трейси Марандер стала его первой девушкой, с которой они жили вместе в небольшом домике. После мытарств юности, когда Курту частенько приходилось ночевать где попало, это был идеальный вариант. Но вот работать Курт не хотел категорически, так что Трейси взяла на себя опеку над ним, предоставив возможность сколько угодно заниматься игрой на гитаре. Сейчас можно утверждать, что без поддержки Трейси не было бы и «Нирваны». Но как только появился коллектив и другие перспективы, Курт расстался с девушкой. Это не было подлостью. Он просто пошел своей дорогой. По сей день Трейси чтит память любимого человека, бережно храня его вещи и картины.

«Нирвана» была создана совместно с басистом Кристом Новоселичем. Изначально музыкант стремился играть панк-рок, считая именно этот стиль самым честным среды других направлений. Но любовь к хард-року в итоге привела к гранжу – новому альтернативному музыкальному направлению. Сиэтл стал для группы городом славы и неожиданно «Нирвана» казалась на вершине популярности, а их альбомы стали тиражироваться и раскупаться миллионами экземпляров.

Вскоре Курту улыбнулось и личное счастье – в союзе с панк-певицей Кортни Лав, родившей ему дочь, в которой музыкант не чаял души. Казалось, что вечно депрессивный сентиментальный циник наконец-то обрел свое счастье. Ради дочери пара престала принимать наркотики, был куплен огромный дом, а музыкальные перспективы предвещали еще большую славу. Но что-то пошло не так. Его жизнь прервалась слишком внезапно 5 апреля 1994 года.

Фильмы, которые стоит или не стоит смотреть

Известному музыканту посвящено немало фильмов и журналистских расследований. Всем, кто действительно интересуется жизнью и творчеством лидера группы «Нирвана» рекомендовано к просмотру:

Курт Кобейн: Чертов монтаж, 2015 год. Этот фильм наделал немало шума. Создатели попытались, используя дневники, рисунки, видеозаписи и свидетельства тех, кто был с ним рядом, показать жизнь Курта глазами самого Курта. На трезвую голову фильм оставляет довольно тяжелое впечатление. Продюсерами фильма стали Кортни Лав и ее дочь Френсис.

Курт и Кортни: Конец «Нирваны», 1998 год. Очень странный фильм, представляющий попытку журналистского расследования с целью обвинения Кортни Лав в организации заказного убийства своего мужа.

Курт Кобейн: о сыне, 2006 год. Пожалуй, самый искренний из всех фильмов. Состоит исключительно из аудио-интервью, которые Кобейн давал в 1992-1993 году. Просто слушайте его голос, и многое станет понятным. Это почти исповедь.

Последние 48 часов Курта Кобейна, 2007 год. Небольшой фильм, который рассказывает о последних днях жизни и обстоятельствах смерти известного музыканта, наводящих на мысль о том, что уход из жизни был его продуманным решением.

Предсмертная записка

Когда музыканты уходят из жизни при странных обстоятельствах, это порождает массу домыслов. Кобейн ненавидел журналистов, о чем прямо сказал в одном из интервью. Он не хотел своей публичности, но это было неизбежно. Охотники за сенсациями стали преследовать его семью и отчасти это послужило причиной нервного срыва. Домыслы об убийстве и причастности к этому Кортни – из той же серии «погони за сенсациями». И если при просмотре фильма могут возникнуть подозрения, непременно прочтите предсмертную записку Кобейна. Желательно, в оригинале или адекватном переводе. В ней все изложено предельно просто для тех, кто умеет чувствовать и понимать. Ему действительно было хуже некуда. Он глубоко страдал от ситуации в личной жизни, героиновой зависимости, сильных желудочных болей, преследующих его с самого детства, хронической непереносимости реального мира и от страхов перед настоящим и будущим. Курт Кобейн был великолепным музыкантом, но очень неуверенной в себе и ранимой личностью. Этот груз оказался выше его человеческих сил, и он выбрал уйти. И никто, кроме Бога, не вправе его судить за это решение.