Позаимствовав отечественный репортаж из логовища Бабрихи, было бы глупо оставить его без сравнения с нашим любимым Китаем. По устоявшемуся мнению – местом гиблым, где из коровьих лепешек и жеваного картона – делают подделки под гитары.

Отечественное производство, если на что и похоже, так больше всего – на всем знакомую условную тетю Галю из соседнего подъезда. Старую деву, которая принципиально не красится, полагая главным своим достоинством то, что у нее все натуральное.
Все, как известно, познается в сравнении. Именно в сравнении с Китаем - видна вся убогость посконных мануфактур. Как видна до горизонта - русская равнина перед грозой.
Фотографии мы заимствуем у одного гитарного энтузиаста, а комментарии к ним – напишем сами.
Мой жених все влюбленней,
Пусть он лыс и устал,
Он недавно в Кантоне
Все экзамены сдал. Так писал Гумилев. Он никогда не был в Китае, но, как маринист Айвазовский, никогда не видевший моря, любил о Китае живописать.

Кантон – современный Гуандун – не совсем Китай. Да что там – все провинции Китая – не совсем Пекин, как глушь, тетка и Саратов – не совсем Москва. В Кантоне свой язык – т.наз. кантонский диалект, свой политический уклад, мало зависящий от центра, своя древняя история государственности.

- Почему вы возите гитары по морю? - спрашивают нас осведомленные заказчики.
- Потому что наши производственные мощности сосредоточены в Гуанчжоу – столице провинции Гуандун, в том самом Кантоне, что находится на юге Китая, у самого Южно-Китайского моря.
В самом низу, на юге - провинция Гуандун.
Русский человек любит страдать. А особенно любит – человек советский. Перенесенные в эпоху дефицита и блата страдания сделали нашего человека подозрительным и приучили не пускать в свою жизнь всяких непонятных узкоглазых, у которых известно что на уме. Наверняка жуликов и убийц.

История бренда Crusader, как явствует из проспектов, начинается в 1979 году. Эта цифра так же случайна, как случайны полнолуния. Т.е. вообще не случайна. Никакой заслуги любимца Венички Ерофеева Жоржа Помпиду или его преемника Валери Жискар д’Эстена в открытии китайских производств нет. Китай на сто пятьдесят лет закрыл себя – из-за агрессии Британии, продававшей туда в XIX веке тонны опиума. Англичанка всегда умела гадить, а параллельно - наживаться на далеких странах. Как раз в это время Ост-Индская кампания била сипаев, заодно впаривая ханьцам индийские наркотики, в результате чего вспыхнула война, после которой Китай закрыл границы.

Вот что писал Иван Гончаров в очерках «Фрегат Паллада»:

«Китайское правительство имеет право осматривать товар на судах только тогда, когда уверено, что найдет его там. А оно никогда не найдет, потому что подкупленные агенты всегда умеют заблаговременно предупредить хозяина, и груз бросят в реку или свезут: тогда правительство, за фальшивое подозрение, не разделается с иностранцами, и оттого осмотра никогда не бывает. Английское правительство оправдывается тем, что оно не властно запретить сеять в Индии мак, а присматривать-де за неводворением опиума в Китай — не его дело, а обязанность китайского правительства. Это говорит то же самое правительство, которое участвует в святом союзе против торга неграми! Но что понапрасну бросать еще один слабый камень во зло, в которое брошена бесполезно тысяча? Не странно ли: дело так ясно, что и спору не подлежит; обвиняемая сторона молчит, сознавая преступление, и суд изречен, а приговора исполнить некому! Бесстыдство этого скотолюбивого народа доходит до какого-то героизма, чуть дело коснется до сбыта товара, какой бы он ни был, хоть яд!».

Границы были открыты как раз в 1978 году, а в 1979 – французы основали в Гуанчжоу первое производство гитар под маркой Crusader. Если проследить историю других знаменитых брендов, выяснится, что не только французы в конце семидесятых годов на радостях чуть не заработали сердечный приступ. Все компании мира бросились в Китай. Ничто не стояло на пути высоких чувств. И поначалу – чуть не проиграли, т.к. китайцы принялись за дело, хоть и охотно, но безо всякого умения. Понадобились десятилетия, чтобы сделать из них высококлассных работников, не путающих мокрые плавки с мобильным телефоном.

Не нужно обольщаться. Китайцы – отличные парни, но вовсе не фанатики крестовых походов. Свои громадные заводы они настраивают на все известные марки, а качество во многом зависит не столько от комплектующих, сколько от тщательного надзора сварливых наблюдателей из старушки Европы. Чем большая сволочь наблюдатель – тем лучше гитары. Ведь китайцы – тоже умеют бухать, как русские аристократы в Константинополе. И ленятся также патологично, как умеют лениться в России.
У Crusader наблюдатель (по мнению производящей стороны) – самая отъявленная мразь, потому ты, дорогой читатель, можешь не беспокоиться за качество инструментов. Спуску он китайцам не дает.

Давайте посмотрим фотографии одного из многочисленных заводов Гуанчжоу, производящих гитары.

Кто помнит наш очерк о производстве шпона - без труда догадается о назначении таких ванн. Кто не помнит - тому самое время вспомнить - ТЫЦ.





Чураки распиливаются по причудливым алгоритмам, известным только заготовщикам. На последнем фото, к примеру, явно видно,что рабочие старались получить массив радиального распила.



Порядку позавидовали бы и немцы.
Ценный шпон.






Какая-то экзотическая древесина. Очень красивая.

Цулага.
Напомним, что бабрихин вариант цулаги выглядит иначе.
Вот так.



После цулаги - обечайки попадают к этой китайской леди. Что она с ними делает - понятно не вполне. Надеемся - что-то очень важное. М.б. сортирует?

Подклейка пружин по схеме Торреса. Тем, кто подзабыл, какой-такой Торрес - освежить знания можно здесь: ТЫЦ.

Острый глаз подметит, что эти гитары производятся с испанским клецем. Не с классическим - продолжающимся в гриф, но, все же, испанским.
DSCF3017.jpg
Нехитрый процесс полировки. На "Аккорде" - полируют точно так же.
DSCF3017.jpg


Маркеры грифа.
С грифами история - самая интересная. О ней лучше не рассказывать, а сразу показать.
Итак, смотрим:







Все это - фотографии из одного цеха. Принцип понятен, правда? Если корпуса устраивают заказчиков, так и милостивый Конфуций в помощь. Дальше к корпусам пришпандоривают фирменные грифы - и на выходе мы имеем фирменные гитары, различающиеся в цене настолько, насколько жадны хозяева брендов.
Разлитые, разумеется, из одной бочки.

Потому, когда твой почтенный друг, дорогой читатель, будет рассказывать сказки о том, насколько круче его китайский Washburn - китайского же Ibanez - ничего ему не говори. Бойся разочаровать наивного человека.



Конечно, не все заводы одинаковы, более того - не одинаковы даже цеха одного завода. Разница между ними - в контроле материала и в качественном отборе рабочих. Только от европейского контролера зависит - будет ли собирать конкретный инструмент высококлассный специалист или хилый пьянчужка. И что пойдет на гриф - недосушенный косослой, который поведет винтом через два месяца, или отличный массив красного дерева, отобранный со знанием дела и со знанием - высушенный.
В общем и целом, мы очень любим Китай.
За трудолюбие и бесконечное стремление учиться. С каждым годом они делают гитары лучше и лучше. И, может статься, когда-то заставят потесниться испанцев, чехов и немцев на рынке высококлассных товаров, как давно заставили - покинуть рынок среднеценовых фабричек.
И, не веря в приманки,
Я пишу на шелку
Безмятежные танки
Про любовь и тоску.