В настоящее время неотъемлемой частью звукозаписи являются аудиоэффекты, применяемые при записи музыкальных произведений, при озвучивании клипов, фильмов. Нередко они становятся «почерком», свойственным конкретной музыкальной группе. В перечень востребованных звуковых эффектов входят и пространственные. Реверберация – один из них. Его суть заключается в смешивании исходного звукового сигнала с повторениями исходника, которые задерживаются относительно первого сигнала с запрограммированной частотой. Количество копий первоначального (исходного) сигнала неограниченно. Результат процесса создания пространственного эффекта зависит от удаленности временных промежутков между сигналами и скорости понижения уровня звучания копий: большое расстояние между копиями – низкий уровень звучания. При большом количестве повторений получается качественная реверберация. Создается впечатление присутствия в помещении большого размера. Стоит отеметить, что звуки тех или иных музыкальных инструментов в этом случае получают объемность, а голоса исполнителей – напевность. Недостатки, свойственные голосам некоторых исполнителей, практически исчезают.

Создание реверберации представляет собой следующий процесс. Вначале слушатели слышат звук, который отличается большой интенсивностью. Следом приходят первичные отражения, несколько измененные вследствие контакта с ограждающими поверхностями (стенами, полом, потолком). При взаимодействии с поверхностями звуки отдают часть энергии. За счет этого интенсивность повторяющихся элементов становится меньше. Первичные отражения дают представления о размерах помещения. Вторичные - звуковые волны с гораздо меньшей интенсивностью. Различие в конфигурации поверхностей и в материалах изготовления сказывается на спектральном составе звуковых колебаний: одни снижаются несколько быстрее, другие – медленнее. Чем больше количество отражений вторичного характера, тем лучшего качества мы получаем вторичный звук. Такое явление представляет собой реверберацию. Это своего рода отзвук. В теории затухание звука может продолжаться бесконечно долго, поэтому для сравнения подобных свойств помещений используется понятие, получившее название реверберации. Это период, за который уровень сигнала снижается на 60дБ. Для создания звука искусственным путем используется специальный прибор - ревербератор.

Первоначально для получения звукового пространственного эффекта использовались специальные эхо-камеры, которые были оборудованы в больших концертных залах и радиостудиях. Это специальная комната, оборудованная приемником и громкоговорителем. Затухание звука происходило в эхо-комнатах естественным путем, но их недостатком были малые размеры, из-за чего звук искажался в области средних частот. Качественно заизолировать помещение было сложно.

Также для подобных целей использовались стальные листы или пластины. Колебания создавались с помощью специальных устройств, конструкцией и принципом действия схожих с электромагнитными головными телефонами. Такие приспособления создавали плоскую реверберацию с характерным металлическим призвуком. Около пятидесяти лет назад начали применять пружинные ревербераторы, дававшие не самый лучший звук. Время эффекта в них не регулировалось. Однако на тот момент эта техника была невероятно популярной. Она получила широчайшее распространение и использовалась до тех пор, пока не было изобретено более совершенное оборудование, которое ее полностью заменило.