Музыкальные усилители и их история

Музыкальные усилители и их историяМагию музыки порой сложно оценить без использования дополнительных устройств. И речь идет не только об изобретении электронных музыкальных инструментов, но и музыкальных усилителей, без которых не будет звука. Принято считать, что своим появлением на свет они обязаны электрогитаре, ради которой и создавались. Исследователи утверждают, что все началось немного раньше, в самом начале второго десятилетия прошлого века, в 1912 году. И первый усилитель был сконструирован в качестве эксперимента, позволяющего проверить возможности недавно изобретенного лампового триода. Его создатель Ли де Форрест как раз и сделал прибор под названием «Аудионс», который позволял усиливать любой звук. Это было достаточно громоздкое сооружение, напоминающее огромный ящик, в несколько раз больше привычных современных колонок, но работало оно для пилотного образца совсем неплохо. С его помощью можно было усилить до хорошо различимого уровня даже шуршание мушиных лапок по листу бумаги. Хотя в полной мере музыкальным усилителем прибор все же назвать нельзя, ведь его создание преследовало несколько иные цели. И все же, фундамент был положен, а далее было впечатляющее продолжение.

Усилители на лампах во время гитарных концертов стали применять, начиная с 30-х годов прошлого века, когда был изобретен ламповый выпрямитель и конденсаторы на электролитах, позволившие создать встраиваемый внутрь оборудования блок питания, работающий от сети с переменным током. Помимо усовершенствования конструкции усилители сильно потеряли в габаритах, стали переносными и получили четкую направленность функций. Изначально это была работа по усилению звука акустической гитары, а затем, с конца 40-х годов прошлого века, и электрогитары. С помощью усилительных приборов можно было управлять тембром звука, но они отличались крайне малой мощностью, но этот недостаток вскоре был преодолен.


И почти на самом рубеже 50-х годов XX века Джоном Бардиным, Уильямом Шокли и Уолтером Браттейном был изобретен транзистор, который стал широко использоваться и в усилителях. Модели на твердотелых полупроводниках вскоре потеснили ламповые и встали с ними на равных. Изначально транзисторы были германиевыми, но потом стали производится с кремния, что сделало их более дешевыми и доступными, а значит и более широко используемыми.

А гитарные усилители продолжали эволюционировать. Они начали различать верхнюю и нижнюю части аудиоспектра и использовать их для создания разнообразных эффектов. Некоторые модели 50-х годов прошлого века были оснащены пружинным ревербератором. В 60-х годах к этому добавились эксперименты со звуковыми искажениями, которые, правда, пока проводились вручную, путем намеренного перегружения усилителя или нескольких устройств сразу. Для этого последовательно через разъемы входа-выхода соединялись два и более усилителя, чего их конструкция не предусматривала. Позже подобная возможно уже была включена в перечень базовых функций, к которым добавились возможность создания эффектов с помощью специальных педалей и возможность защиты усилителя от перегрузки. Сегодня это уже нормативное требование для большинства современных устройств для усиления гитарного звука.

Эволюционный путь, пройденный музыкальными усилителями от первых неуклюжих аналогов до современных цифровых устройств невероятно велик. Но до сих пор и ламповые и полупроводниковые модели спорят за пальму первенства. И хотя первый тип считается менее современным, поклонников у него не меньше, чем у более второго.