Музыка существовала не всегда. Вряд ли древним людям, жившим в пещерах и подчиняющим все свои действия единственной цели – выживанию, было дело до высоких тем. Но творчество – очень интересный процесс. Едва зародившись, оно находит благодатную почву для развития в уме и чувствах какого-нибудь романтика. Так давайте пофантазируем и представим себе первобытного романтика, который однажды стал экспериментировать с голосом, подражая звукам природы и случайно нашел гармоничное сочетание, которое ему понравилось. Так появилась первая мелодия, которая наверняка пришлась по душе соплеменникам, и они стали просить напеть ее темными вечерами у костра.

Со временем стали появляться первые примитивные музыкальные инструменты, издающие гармоничные звуки. Сочетания, конечно же, подбирались на слух и запоминались, чтобы воспроизводить их снова и снова. Развитие музыки шло параллельно с развитием поэзии. А поэзия складывалась из эпосов – различных историй и легенд, которые передавали странствующие певцы. Вначале пения как такового не было, а было распевное чтение под музыкальное сопровождение. Но человечество развивалось, совершенствовалась культура. Музыка была бы невозможна без вдохновения. Это вдохновение люди черпали в глубоких чувствах – любви и религиозных переживаниях.

Неудивительно, что первыми песнопениями стало исполнение церковных псалмов и гимнов. Хотя наверняка уже тогда существовали уличные «шансонье», предпочитающие мирскую музыку духовной, сочиняющие незамысловатые песенки, которые мы никогда не услышим. Потому что никто не записывал музыку. Ее запоминали, копировали, в результате произведение искажалось и теряло первоначальную форму и ритм. Первыми записывать музыку попытались древние греки. Они не стали изобретать новые знаки и взяли для обозначения звуков буквы алфавита.

Но самые интересные знаки, предшествующие известным нам нотам, назывались невмами. В переводе «невма» – кивок головы. Ими записывали григорианские песнопения – очень красивые и мелодичные хоровые исполнения. Чтобы избежать путаницы, над священными исполняемыми текстами специальными знаками обозначали направление и продолжительность звука для пения каждого отдельного слога. Это немного помогало, но и эта система была несовершенной. Ведь в ней не учитывалась высота звука, поэтому приходилось полагаться на слух и память. Кроме того, все эти обозначения были больше похожи на хаотическое скопление крючков и закорючек, в которых было очень трудно разобраться.

И вот однажды бенедиктинский монах Гвидо Аретинский, живший в начале XI века и занимавшийся обучением певчих для хора, решил придумать и ввести более удобную систему записи знаков. Для начала он начертил четыре горизонтальных линии над текстом. Получились как бы ступеньки, по которым можно было располагать знаки в последовательности слева направо, избегая путаницы. Значки Гвидо назвал нотами, что в переводе с латинского означает «знак, обозначение». Сначала ноты были похожи на невмы. Впоследствии было придумано обозначать их овалами: пустой овал – целая длительность, заполненный – половина целой, сплошной овал с вертикальной чертой – четвертная и т. д. А высота нот теперь была хорошо видна на нотном стане.

Но идея изобретательного монаха этим не исчерпывалась. Он придумал обозначать ноты специальными буквами, произнесение которых вызывало характерный звук. Для этого он взял гимн, посвященный святому Иоанну-Пророку, и сочинил мелодию, в которой каждая последующая строка пелась на тон выше. Первые буквы слов в строках и стали названиями нот. А ученики смогли быстро запоминать их звучание. 

Сначала получилось только 6 нот, но требовалось 7, и последнюю составили из первых букв слов Sancte Ioannes, так и получилась нота «си». В итоге названия нот стали звучать так: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si. До XVI именно так они и звучали, пока не решили найти замену неудобному для пения названию первой ноты. А придумали ее, взяв первые буквы слова «Dominus», что в переводе означает «Господь».

Но это было только начало. Для формирования современной нотной системы понадобилось еще 6 столетий. Лишь к началу XVII века сложилась система, которой пользуются до сих пор. Четырех линеек оказалось мало, поэтому добавили пятую. Сначала для записи использовали только линейки и ноты. Но чтобы никто не сбивался, особенно при совместном исполнении разными инструментами, потребовалось определить размер и обозначить такты вертикальными черточками поперек линий. Чем сложнее становились произведения, тем больше требовалось знаков и символов, и наоборот: чем совершеннее была система, тем удобнее было композиторам и аранжировщикам расписывать партитуры для разных инструментов. Каждый такт должен включать в себя полный размер, указывающийся в начале произведения. Но между звуками бывают и паузы, для обозначения которых потребовались отдельные значки.

Так совершенствовалась нотная грамота, и в результате мы получили универсальный музыкальный язык, понятныей без перевода всем образованным музыкантам мира.