Одно лишь название этого музыкального стиля сразу вызывает ассоциации с Ямайкой, тремя цветами раста – красным, желтым и зеленым, марихуаной, раскачивающим гитарным ритмом и самым известным исполнителем регги – Бобом Марли. Но, как у всякого музыкального направления, у регги есть своя история, которая связана с одним из самых необычных религиозных течений.

Если слушать регги, может возникнуть чувство легкости и беззаботности. Но не следует думать, что эта музыка просто передает расслабленное настроение жителей тропического острова, обкурившихся марихуаны. Поскольку часто регги воспринимают именно так, стоит познакомиться с историей возникновения стиля, а параллельно узнать о том, что же такое растафарианство.

Музыка из народа

Ямайка – бывшее колониальное государство, населенное преимущественно потомками рабов, завезенных из Африки. Свою независимость от Великобритании страна получила лишь в 1962 году. Социальное неравенство, высокий уровень преступности и постоянные уличные войны – вот что представляла собой Ямайка этих лет. Благодаря радио, ямайская молодежь получила возможность слушать мировые хиты ритм-н-блюза, которые так понравились, что им стали подражать. Но, поскольку никто из уличных музыкантов не владел нотной грамотой, их просто перепевали, добавляя что-то свое – аутентичный ритм и стиль, используя знакомые инструменты. Самыми распространенными музыкальными направлениями в те годы на острове стали ска и рок-стеди – полублатные песенки, распеваемые на улицах. Эти направления возникли на основе африканских ритмов и карибских стилях менто и калипсо под влиянием ритм-н-блюза. Так сложилась своеобразная субкультура со своей музыкой и песнями об улично-уголовной романтике.

Идеи растафарианства

Случается, что именно нищета и бедственное положение могут стать основой проявления самосознания с извечными вопросами, приводящими к духовным поискам. Читая Ветхий Завет, и толкуя его по-своему, ямайцы, узнавшие о приходе к власти эфиопского царя, то есть князя (раса) Тафари Маконнена, взявшего себе имя Хайле Селассие (Власть Троицы), вдруг осознали, что именно он является долгожданным мессией для черных. Так возникло растафарианство, последователи которого считали, что когда-то Писание было искажено, и на самом деле рай находится в Эфиопии, Бог жив и находится на Земле в воплощении эфиопского царя, а черных давным-давно наказали их бедственным положением в мире белых за грехи. Но скоро срок искупления истечет, и черные люди обретут свободу и счастье.

Причем тут марихуана? Притом, что, по мнению раста, это «трава мудрости», которую нужно курить, чтобы просветлять разум и правильно толковать Писание. Алкоголь, свинина и некоторые другие продукты запрещались, а волосы стричь было нельзя, потому что Бог создал людей такими, как они есть. Отрастающие волосы приверженцев новой религии стали сбиваться в длинные локоны, за что их прозвали дредлоксами (dreadlocks – ужасные патлы). А растаманы и не возражали. Ведь они были миролюбивыми и желали братства и равенства всех людей, в особенности черных. В секте поощрялось возрождение африканской культуры – живописи, графики, скульптуры, поэзии и музыки. Все готовились к исходу в Землю Обетованную – на Сионский холм, который «на самом деле» – это Аддис-Абеба.

Музыка, которая проповедует братство

Новая музыка с ее размеренным, почти шаманским ритмом с упором на слабые доли пришлась как нельзя более кстати для проповедования идей растафарианцев. Так молодежная субкультура обратилась к растафарианству, а рок-стеди и ска неожиданно получили вдохновляющую духовную основу. Тексты песен стали философскими и религиозными.

Музыка регги со своим неспешным ритмом очень хорошо подошла для проповедования растафарианской идеологии. Акцент при исполнении делается на слабые доли, что совершенно отличается от принципа исполнения рока. А вот бас  здесь – король. Его партии витиеваты и звучат фоном, создавая очень позитивные вибрации. Именно так и позиционируется настоящий регги: музыка позитивного мировоззрения, гармонии и стремления к совершенству. И уж вряд ли регги получил бы такую популярность без своего проводника, который стал легендой еще при жизни, талантливого музыканта и человека с большим сердцем – Боба Марли.

Проповедник добра и света

Боб Неста Марли – удивительная личность, о которой можно было бы написать целый роман. Его жизнь – путь человека, стремящегося к тому, чтобы принести в этот мир идею мира и братства всех людей. Будучи сыном родителей с разным цветом кожи, он никогда не придерживался расовых мировоззрений. Музыка стала для него способом общения с миром, а растафарианство вдохновляло на то, чтобы сочинять песни, помогающие людям открыть истину, которая очень проста: «Одна любовь, одно сердце. Давай держаться вместе, и все будет хорошо» (All In One).

Благодаря Бобу Марли весь мир не только услышал и полюбил музыку регги. Его тексты песен духовно возвышали и просветляли многих людей. Не зря некоторые считали его посредником между Богом и людьми. Он действительно обладал потрясающей силой объединять и примирять людей с разными взглядами. А его группа The Wailers всячески поддерживала своего лидера.

Боб Марли никогда не хотел участвовать в политических движениях, но политики пытались использовать его в своих целях, за что он и его группа чуть не поплатились жизнями, попав в одно из политических противостояний на Ямайке. И, тем не менее, когда страна оказалась на грани гражданской войны, он вернулся на родину и дал один из самых невероятных концертов в мире. Во время своего выступления, на котором представители обоих противостоящих лагерей смешались в толпе и вместе выражали восторг от песен, звучащих со сцены, он совершенно неожиданно пригласил глав противоборствующих сторон подняться на сцену. Затем скрепил их руки в рукопожатии, заверив всех присутствующих, что отныне все будет хорошо. Один человек спас целый народ от ужасной войны – это ли не чудо? Так что если хотите больше узнать о музыке регги и Бобе Марли, посмотрите документальный фильм «Марли», который вышел в 2012 году.