Первые советские микрофоны появились в 60-70 годах. Они были ламповыми и по своим технологиям копировали немецкие модели Neumann, Telefunken и другие. Качество их работы было на уровне зарубежного оборудования, а иногда и получше. Однако главное преимущество советских моделей кроется все же в цене. Именно поэтому многие современные любители радио и музыкальной техники ищут на форумах и досках объявлений старую аппаратуру советских времен.

Радиомикрофоны

Радиомикрофон  – это технически сложное устройство, которое опирается на фундаментальные законы физики в своей работе. Первые разработки таких устройств начались в Советском Союзе после поиска практического применения знаний о распространении электромагнитных волн. Была разработана модуляция, которая позволяет наложить голос на определенную радиоволну. При модуляции сигнал подвержен изменениям в следующих характеристиках:


  • Амплитуда. Низкокачественный метод, работающий на уровне телефонного диапазона.

  • Частота. Самый популярный тип модуляции для радиомикрофонных систем. Дал возможность создать многоканальные системы.

Советские радиомикрофоны

Когда проводные микрофоны начали пользоваться большой популярностью, инженеры принялись за разработку радио моделей.

Некоторые советские модели


  • МКЭ-100. Активнее всего их выпускали в начале 80-х годов. Устройства использовали в дискотеках и школьных мероприятиях. Несмотря на низкую стоимость, микрофон обладает добротными характеристиками, которыми могут похвастаться далеко не все современные модели. МКЭ-100 питались от щелочных гальванических элементов. Лучше всего устройство работает в комплексе с усилителем. Обычно мастера дорабатывают советскую версию под себя и используют для домашних студийных записей.

  • Октава мд-47. Его специально разрабатывали для бытовых целей. Микрофон обладает неплохой чувствительностью, однако для профессиональной звукозаписи ее недостаточно. Вес советского микрофона всего 200 грамм. Найти такую модель на досках объявления не составляет труда. Обычно ее стоимость очень низка, зависит от технического состояния устройства.

  • ЛОМО КМС-1902. Это ламповый студийный микрофон, который в Советском Союзе использовали для записи звучания музыкальных инструментов. В начале 80-х годов была разработана транзисторная версия ЛОМО КМС-1902. Преимущество микрофона заключается в его естественном звучании, именно поэтому с его помощью записывают акустические инструменты. Также он может обрабатывать на довольно высоком уровне мощный женский вокал.

  • МД-382. Диапазон частот в этом микрофоне доходил на максимальном показателе до 12.5 тысячи Герц. Чувствительность на отметке 1000 Гц около 2.2 мВ/Па. Следует учесть, что есть подержанные модели с плохим состоянием, где чувствительность намного хуже. Перед покупкой устройства лучше сделать несколько тестов. Что касается перепада чувствительности, то он редко превышает 10-12 дБ. Минимальное сопротивление нагрузки – 250 Ом.

В Советском Союзе использовали радиомикрофоны и зарубежного производства. Обычно это были американские, немецкие или японские модели. Изредка в частном пользовании можно было найти венгерские устройства.

Настоящие развитие радиомикрофонов остановилось еще в прошлом веке. Сегодня производители используют все те же технологии, чтобы разработаны в 20 столетии. Единственное различие – это применение более современных и качественных комплектующих. Все это дает лишь небольшие улучшения в записи. Именно поэтому многие люди отказываются от покупки современных микрофонов среднего качества в пользу проверенного советского оборудования.